Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2006


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«НОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДИКИ»

НА СКАЛЕ СОВЕТА

Сценарий большой психологической игры

3адачи:

— создать условия для снижения тревожности у учащихся, развития навыков сотрудничества и конструктивного общения со сверстниками и взрослыми (учителями);

— моделировать специальные ситуации, благоприятствующие созданию атмосферы взаимного доверия;

— помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.

Описание проблем, на решение которых направлена игра

В общем круге. «Мы с вами одной крови!»
В общем круге. «Мы с вами одной крови!»

Проблеме адаптации пятиклассников уделяется много внимания. В частности, на страницах «Школьного психолога» неоднократно приводились примеры игр и занятий, целью которых является оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-го класса в период их адаптации к условиям обучения в средней школе. На это нацелены и разнообразные педагогические консилиумы и «круглые столы» для педагогов. Данная игра позволяет и учащимся, и учителям более близко и в неофициальной обстановке познакомиться друг с другом, а совместная разработка двухстороннего соглашения способствует более глубокому осознанию статуса учителя и ученика (обеими сторонами!). Учителя, встав перед необходимостью самопрезентации, конкретизируют (прежде всего для себя) свой профессиональный портрет. Возможность для развития навыков самосознания будет и у детей.

Предполагаемый психологический результат

Из первоначального положения «снизу» (ученики) и «сверху» (учителя) обе стороны должны прийти к конструктивному общению «наравне», в атмосфере взаимного доверия, разработав двухстороннее соглашение.

Описание сюжетной канвы,
игровой результат, тип сюжета

Тип сюжета — реальный.

Сюжетная канва взята из сказки Р. Киплинга «Маугли», а именно эпизод, когда волк привел своих подросших волчат на Совет Стаи, чтобы показать остальным и чтобы их в конце концов приняли в Стаю. То же самое и в нашей игре. Только на Скале Совета — администрация и учителя-предметники, которым предстоит работать в 5-м классе, а учитель начальных классов привел своих подросших питомцев-выпускников.

Игровой результат заключается, конечно же, не только в том, что пройдены все этапы, сказаны все слова и составлено соглашение, но и в том, что получено удовольствие от неформального, необычного для обычной школы общения учеников и учителей.

Время на игру и на обсуждение: 1,5–2 часа.

Участники:

— ученики-пятиклассники (класс);

— ведущий;

— представители педагогического коллектива (администрация, учителя-предметники, классные руководители — бывший и настоящий).

Возможное продолжение игры
в деятельности психолога и педагогов
(классного руководителя)

Текст соглашения отредактировать, напечатать и поместить, например, в уголке класса. Если есть возможность, каждому ученику выдать отдельный экземпляр, который он вложит или вклеит в дневник. Разумеется, можно выдать по экземпляру и учителям.

Портретные характеристики учеников можно внести в Дневник класса, время от времени на классных часах обсуждать ход выполнения соглашения, использовать разные формы для решения проблем, возникших в результате нарушения его той или другой стороной.

Подробный сценарий игры (см. табл.)

Подробный сценарий игры


этапа

Время
на проведение, мин

Содержание
каждого этапа

Задачи,
решаемые на каждом этапе

Материалы,
необходимые
для проведения
каждого этапа

I 3–5 Вступительное слово ведущего Погружение в игровую ситуацию. Постановка цели игры Возможно использование декораций для создания скалы. Учителя могут сидеть и на стульях, а на полу — ковровое покрытие для детей
II 15–20 Самопрезентация учителей: начинают директор и его заместители, далее — учителя-предметники, классный руководитель Создать условия для рефлексии Предмет, дающий право говорить, который передается из рук в руки.
III 25–30 Представление класса, индивидуальная характеристика каждого (краткую характеристику классу дает учитель начальных классов; индивидуальную характеристику каждому дают сами дети, называя черты характера, отражающие достоинства или преимущества ученика) Предоставить возможность детям потренироваться в определении существенных положительных черт характера своих одноклассников Можно на листе ватмана предложить перечень черт характера в помощь учащимся
IV 2–3 Визуализация: в содержание включается текст, призывающий участников представить урок и такого учителя (таких учеников), с каким (ми) бы хотелось работать: как он (они) выглядит (-ят), что говорит (-ят) и т.д. Создать условия для отдыха, расслабления и настроя на следующий этап Музыка для релаксации
V 30 Принятие двухстороннего соглашения. 1) Группа учителей и группа учеников располагаются за отдельными столами и принимают пожелания к противоположной стороне («с каким учителем хотелось бы работать», «с какими учениками хотелось бы работать»). Ученикам в работе может помочь учитель начальных классов. 2) Обсуждение и принятие каждого пункта противоположной стороной. Принятие возможно путем голосования. 3) Обсуждение способов воздействия в случае нарушения пунктов соглашения той или другой стороной. Заключительная (объединяющая) игра в общем кругу (любая, например, «Хлоп-шлеп») Создание условий для проживания и осмысления статусов учителя и ученика, развития навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения. Создание условий для проживания новой ситуации общения — «вместе», «рядом» Листы А4, фломастеры
VI 3–5 Обсуждение игры    

Комментарии

I. У всех участников игры на груди таблички: у учеников — с именами, у учителей — с именем-отчеством. Учителя сидят на Скале (использованы декорации) либо просто на стульях, а ученики — на полу.

Слово ведущего:

Это происходит раз в год. Так было много дождей назад, так случилось и в этом году.

Вот уже в который раз в джунглях Большой школы собирается Совет. Совет собирается по поводу одного вопроса: посмотреть на вновь прибывших и достаточно подросших старых питомцев, принять их в Большую школу. Совет всегда собирается на Скале. Это вершина холма, усеянная большими валунами, на которых и расположились те, кто обучает подрастающее поколение Закону Джунглей. Сейчас они сами о себе расскажут.

II. Директор и его заместители говорят о своей роли в школе, о работе, которую они ведут.

Учителям предлагается примерный план сообщения:

1. Предмет, который вы преподаете.

2. Его роль в жизни человека.

3. Назвать основные качества, из которых складывается ваш профессиональный портрет.

III. Теперь ученики наравне с учителями выполняют одинаковую работу.

Слово ведущего:

Чтобы ученикам было интересно учиться, а учителям нравилось учить, важно понимать друг друга, знать, чего ждет от учеников учитель, какого учителя с желанием будут слушать ученики и стараться выполнять все его задания. Когда этого понимания нет, нередко возникают конфликты, дети с нежеланием идут в школу, а учителя с неохотой идут на урок.

Чтобы этого избежать, попробуем сегодня обозначить желаемые портреты учителя и ученика, которые, будем надеяться, помогут в нашей дальнейшей совместной работе. Итак...

После окончания работы подытожить:

Сегодня принято двустороннее соглашение, в котором обозначены пожелания, каким должен быть учитель и каким должен быть ученик, чтобы результатом их совместной работы были грамотные ученики и довольные результатом своей работы учителя. Если же какие-то пункты соглашения будут нарушены, какие меры воздействия мы предусмотрим? Ваши предложения.

Конечно же, среди мер воздействия на учеников за недобросовестность, лень и прочее будут названы неудовлетворительные оценки, вызов родителей, повторный год обучения. В случае же нарушения соглашения учителем можно предложить приглашение на беседу (на классный час), может быть, и создание специальной комиссии, состоящей из учителей и учеников.

IV. Предложить сесть в круг, при этом группы должны перемешаться.

По кругу передается предмет, дающий право говорить, желающие делятся своими впечатлениями от игры, ведущий вначале называет перечень вопросов, отвечая на которые можно конкретизировать свои впечатления:

1. Что чувствовали, когда вначале ученики сидели «у подножия Скалы», а учителя — «на Скале»; когда работали над соглашением; когда играли в общем кругу?

2. Что поняли, чему научились?

3. Понравилась ли игра?

После игры ведущий, подводя итог, предлагает, взявшись за руки (участники остаются в кругу), проговорить Заветное Слово: «Мы с вами одной крови, вы и я!»

Ольга ПАХОМОВА,
педагог-психолог ГОУ СОШ № 5,
с. Тирлянский, г. Белорецк,
Республика Башкортостан

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта TutKnow.ru. На страницах сайта TutKnow.ru собрано большое количество статей с полезными советами по всем сферам жизни современного человека. Публикации TutKnow.ru расскажут про самые распространенные Причины развода, способы дрессировки собак, вкусные рецепты, методы воспитания ребенка, уход за автомобилем, секреты садоводства и многое другое. Онлайн журнал TutKnow.ru поможет найти нужную информацию каждому человеку, независимо от его пола и возраста и позволит с интересом провести Ваш досуг.