Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Тренинг жизненных навыков для подростков
с трудностями социальной адаптации

Под науч. ред.
А.Ф. Шадуры
СПб.: Речь, 2005

Испытывая давний профессиональный интерес к различным тренингам жизненных навыков, в том числе для «трудных» подростков, я с вниманием прочитал еще одну работу на эту тему.
Следует отметить, что большинство аналогичных программ начинается с описания тренинговых правил, с которыми участники знакомятся на первом занятии. Авторы нередко забывают объяснить, каким, собственно, образом подростки стали участниками тренинга, какая работа предшествовала этому самому первому занятию. Вместе с тем от успеха предварительной организационной работы, связанной с подбором подростков — будущих участников программы, бесед с ними, а также их родителями, от решения многочисленных административно-хозяйственных вопросов во многом зависит успех всего мероприятия. С описания такой предварительной работы начинается рецензируемая книга.
В годы «развитого социализма» многое из того, что вошло в первую главу книги, являлось предметом обязательного изучения при подготовке педагогов к работе в подростковых лагерях. В подготовительный курс того времени также входило знакомство с большим количеством различных игр, викторин, тематических бесед. Однако новое время требует «новых песен», и в «Тренинге жизненных навыков» мы получаем интересную возможность познакомиться с практическим опытом педагогов и психологов, организовавших работу с современными трудными подростками, в основе которого лежит подход, ориентированный на личность социально уязвимого подростка. Да и целью лагеря не является вывоз «неблагополучных» школьников на время каникул, чтобы от безделья не страдали и ничего предосудительного не совершили.
Сами авторы программы сформулировали эту цель так: «развитие у подростков со сложностями социальной адаптации жизненно необходимых навыков через взаимодействие со сверстниками (методами экстремально-приключенческой педагогики переживания), раскрытие себя (с помощью арт-методов), предоставление информации, благодаря чему подростки смогут адаптироваться в социальной среде, противостоять рискованным жизненным ситуациям». Применение элементов «веревочного» курса и копинг-профилактики позволяет, таким образом, сделать акцент не на поиске причин «уязвимого» поведения и их устранении, а на открытии и развитии ресурсов подростка, получив которые он сам сможет противостоять дезадаптирующим факторам.
Особенно важным видится описание социально-психологического сопровождения подростков после лагеря-тренинга в условиях города. Социальное окружение «неблагополучных» подростков способно в короткое время свести «на нет» результаты самого успешного тренинга. В заключительной главе «Уроки продолжаются в городе. Сопровождение после лагеря» авторы описывают свой опыт тематических встреч, творческих мастерских, тренингов и т.п.
Хочется добавить, что описываемые методы и технологии подобраны очень деликатно: здесь нет игр ради развлечений или игр и упражнений, сомнительных по содержанию или неэтичных. Хороший литературный язык и грамотное описание тренинга (и работы в целом) позволяет реализовать программу не только авторам, но и другим специалистам. Это делает книгу особенно полезной.

Вадим РОДИОНОВ