Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2006


ИГРОТЕКА

Необыкновенный аквариум

Большая психологическая игра

Цели: создание условий для совместного проживания новых ситуаций жизнедеятельности и межличностного общения учащихся класса и вновь прибывших учащихся; сплочение классного коллектива.

Задачи

Многие новички очень долго не могут войти в уже сформированный классный коллектив, особенно застенчивые и тревожные. Данная игра является одним из способов предоставления возможности новичкам вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки. Для психолога открывается еще одна возможность рассмотреть уровень развития отношений в классе, уровень готовности к сотрудничеству, самоорганизации. Для классного руководителя — наблюдение за отношениями в классе, проведение социометрического анализа.

Предполагаемый психологический результат: более комфортная ситуация для новичков в данном классе; получение нового опыта общения.

Сюжетная канва

Ребята оказываются в большом аквариуме превращенными в рыбок. У них есть свои правила жизни, есть место, где можно отдохнуть или уединиться. Однако есть какой-то хозяин (внешнее лицо), который может внести изменения в их уклад. Например, подсаживает к ним новую рыбку, забирает уже обжитые домики. Задача ребят — самоопределиться в этих ситуациях, попытаться наладить отношения с новым жильцом и в конце концов построить совместный общий дом в изменившихся условиях.

Время: 1–1,5 часа в зависимости от возраста участников, уровня сплоченности коллектива, уровня личностной зрелости каждого участника, развития воображения. Обсуждение 15–20 минут.

Участники

Возраст — 9–13 лет (4–7-е классы).

Размер группы — школьный класс или группа до 25 человек, большой класс (34 человек) лучше разделить на две группы и с каждой провести игру отдельно.

Ведущий — психолог.

Наблюдатель и помощник — классный руководитель. Помощником может быть организатор или социальный педагог (в начале игры он не появляется, а работает с новеньким или за дверью, или в лаборантской, чтобы было слышно, что происходит в классе).

Игра может быть продолжена на уроках психологии (с неожиданными поворотами сюжета — развитие сотрудничества), которые у нас в школе проводятся один раз в неделю в 1–8-х классах.

Форма обсуждения: круглый стол.

Комментарии

В процессе игры могут возникнуть конфликтные ситуации, например когда нужно разрушить чьи-то домики. Можно провести обсуждение сначала в малых группах, потом проголосовать – кто выразит общее мнение; можно спросить, хочет ли кто-нибудь сам перейти в другой домик в безвыходной ситуации. Данная игра может проводиться в интернатах, детских домах, где дети воспримут аквариум как действительное место проживания в замкнутом пространстве.

Самоотчет ведущего

Игра была опробована в 5–7-х классах, где учится по 18, 20, 22, 16, 25 человек, Обсуждение проходило по-разному, но всегда дети выходили на понимание необходимости выработки общих правил проживания, и всем нравилось строить отдельные домики и потом общий дом. Так как в классах давно ведутся уроки психологии, дети смогли легко представить себя рыбками, описать себя, а вот для новеньких ребят это представление оказалось трудным. Классные руководители просили продолжить данную игру с включением заданий на сплочение коллектива и ситуации выбора, так как в одном классе произошло разделение рыб в аквариуме на больших и мелких и они захотели создать разные правила проживания, хотя в конце дружно выстроили общий дом.

Светлана МЕДВЕДСКАЯ,
педагог-психолог,
Полоцкая государственная общеобразовательная
средняя школа № 5, Республика Беларусь

ПОДРОБНЫЙ СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
(с указанием задач каждого этапа)


этапа

Время, мин. Содержание Задачи Необходимые материалы
1 5–6 Ведущий (говорит медленно, но эмоционально). Давайте представим, что вы — обитатели большого аквариума. Закройте глаза. Вода мягко обмывает ваше тело. Вы маленькие рыбки, шустрые, подвижные, быстро двигаетесь по мягкой воде. Дно аквариума устелено мягким песочком, разными раковинами. Красивые водоросли тихо покачиваются, когда вы проплываете мимо. Медленно откройте глаза Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность) Магнитофон, запись шума воды. Световое оформление, синяя лампа
2 10 Очутившись в аквариуме, каждый из вас превращается в чудную рыбку. Включайте свою фантазию и давайте познакомимся. Каждый из вас представится. Какая вы рыбка (размеры, название, внешний вид) Знакомство детей в новой ситуации. Стимулирование творческого самовыражения. Классный руководитель наблюдает за уровнем развития воображения учащихся класса C
3 10 Посмотрите, сколько вокруг строительного материала. Можете выбрать для себя удобное место в нашем аквариуме и построить маленькие домики или выбрать одну большую раковину (показывает на стол), где вы можете отдохнуть или укрыться в любой момент, когда пожелаете, одни или с кем-то Обживание своего пространства. Наблюдение психолога и классного руководителя за тем, какие группы образуются, кто к кому ближе или дальше строит свой домик, кто остался без домика, в свободном плавании Музыкальное сопровождение. Столы, стулья, большие куски материала, шторы, скатерти, клеенка и т.п.
4 10–12 Выходите из своих домиков. Представьте, что в аквариуме сверху подается корм и надо определить, как вы будете его потреблять. Как вы будете строить отношения, есть ли у вас главный? Запишите единые правила вашей жизни в аквариуме на отдельном листе и украсьте его (можно работать двумя группами, а потом соединить наработки в общие правила) Построение своей деятельности, отношений с другими членами коллектива класса или группы Листы ватмана, фломастеры или цветные восковые мелки
5 3 Сейчас мы рассмотрим наши правила (принятие общим голосованием, поднятием «плавников») C Доска, магниты
6 5 Внимание, большая неожиданность! К вам в аквариум впустили новую рыбку. (Входит рыбка, психолог находится рядом для поддержки.) Сейчас она представится. А вам необходимо сделать так, чтобы новый обитатель аквариума почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы Создание условий для эмоционально теплого, располагающего к открытости и доверию общения. Наблюдение классного руководителя: кто подходит к новенькому первым, a кто вообще не подходит Ритмичная музыка
7 3 Познакомьте новую рыбку с вашими правилами проживания. (К новенькому.) Можешь дописать свое правило? Приобщение новенького к жизни в коллективе Фломастер
8 5–6 Внимание! Хозяин решил почистить аквариум и достал вначале 3 раковины (разрушил 3 домика). Сейчас вам предстоит решить, чьи это будут домики. (После принятия решения домики разбираются) Дать детям опыт личного проживания ситуации выбора, принятия ответственности за него. Наблюдение за ходом обсуждения Музыкальное сопровождение
9 5–6 На этом работа в аквариуме не остановилась. Для того чтобы почистить стекла, были подсажены две улитки (психолог и классный руководитель). Вода немного замутилась. Рыбки не хотели столкнуться с улитками и должны найти друг друга с закрытыми глазами и собраться вместе. Улитки при этом не должны вас поймать по одиночке. Двигаясь, они будут издавать звуки (трение ладоней друг о друга). Как только вы встанете с кем-то в пару, улитка уже не сможет вас тронуть, и вы можете собираться вместе дальше. Молодцы, вы отлично избежали столкновений с улитками! Снятие эмоционального напряжения и сплочение группы на уровне тактильных контактов C
10 10 Почистив раковины, хозяин оставил их в своей коллекции и решил забрать из аквариума остальные раковины-домики. Но в аквариум он поместил большой игрушечный домик. Можете заселиться в него и сделать его удобным для совместного проживания Создание атмосферы доверия и сплочение учащихся в совместной деятельности. Наблюдение за общим строительством См. пункт 3
11 3 Расположитесь в домике поудобнее. Протяните друг другу правые руки, соедините левые руки. Теперь все закрыли глаза. Вы возвращаете себе свое тело. Вы сейчас снова мальчики и девочки, сидите в кабинете психологии и... (продолжите, исходя из возраста участников и событий, произошедших в игре) Выйти из ситуации игры Музыка с записью шума воды или спокойная музыка
12 15 Рефлексия
Имеет ли сюжет игры отношение к нашему классу? Что я понял(а) в ходе игры? Что я почувствовал(а)? Какие качества проявились в процессе игры? Что вам не понравилось? Что очень понравилось и какими достижениями вы гордитесь?
Дать возможность участникам отреагировать ситуации исходя из своей личной позиции, дать обратную связь другим игрокам C