Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2006


МОЗАИКА

МОБИЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ —
ТРЕВОЖНЫЙ СИМПТОМ

Во всем мире неуклонно растет число пользователей мобильных телефонов, причем преимущественно за счет молодежи и подростков, которые в большинстве своем уже не мыслят существования без этого удобного средства общения. Однако психологи с беспокойством отмечают и распространение так называемой мобильной зависимости, когда подросток не расстается с трубкой ни на минуту, посвящает мобильному общению слишком много времени, а будучи принужден отключить телефон (например, на уроке), испытывает настоящий синдром абстиненции, психологический и даже физический дискомфорт. Чем объяснить это нездоровое явление?

Южнокорейский психиатр Джи Хян Ха исследовал взаимосвязь мобильной зависимости с индивидуально-психологическими особенностями подростков, в частности измерял у них уровень тревожности и самооценку. Согласно полученным им данным, подростков, тратящих свыше часа в день на разговоры по мобильному телефону, а также на отправку и прием SMS-сообщений, по сравнению с их не столь «мобильно одержимыми» сверстниками отличает повышенная тревожность и низкая самооценка.

Психолог Джеймс Катц, профессор Университета Рутгерс, комментируя эти результаты, которые согласуются и с его собственными наблюдениями, замечает: «Ничего удивительного в этом нет. Одна из важнейших психологических проблем подростка — включенность в группу. Если подросток неуверен в себе, находится в подавленном, тревожном состоянии, ему особенно необходимо постоянное подтверждение принадлежности к той или иной группе. Для решения этой проблемы мобильник главным образом и используется — ведь звонки и SMS-сообщения являются показателем востребованности подростка. И чем их больше, тем самооценка выше!»

По материалам www.latimes.com


ЮНЫЕ ОПТИМИСТЫ

«Нет более удручающего зрелища, чем юный пессимист, — наверное, только старый оптимист», — писал Марк Твен. Как будто в подтверждение его слов, новое исследование, результаты которого опубликованы в одном из недавних номеров журнала Developmental Psychology, свидетельствует: детям изначально присущ позитивный взгляд на мир.

В эксперименте детям от 3 до 6 лет читали сказку, главный персонаж которой вел себя либо хорошо, либо плохо по отношению к окружающим. Детей просили оценить действия сказочного персонажа, охарактеризовав его как «злого» или «доброго». Психологи обнаружили, что, совершив хороший поступок лишь один раз, герой сказки однозначно зачислялся в категорию «добрых». А вот один плохой поступок не приводил к зачислению в категорию «злых». Дети продолжали думать о сказочных персонажах хорошо даже после нескольких отрицательных поступков. И только пять отрицательных поступков подряд заставляли их причислить героя сказки к «злым»!

Ученые пришли к выводу, что дети необъективны в своих оценках и настроены по отношению к окружающим позитивно. Результаты исследования также свидетельствуют, что у дошкольников имеется понимание свойств личности. «Отнеся героев сказки к «злым» или «добрым», дети были способны предсказать их поведение в будущем, то есть демонстрировали понимание постоянства свойств личности», — говорит руководитель исследования Джанет Босеовски. Ранее считалось, что такое понимание развивается лишь в начальной школе.

Статья подготовлена при поддержке сайта «Центра Остеопрактики» www.Osteodoc.Ru. Если Вы решили поправить свое здоровье, то оптимальным решением станет обратиться в «Центр Остеопрактики». Перейдя по ссылке: «остеопатия», вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на прием к специалисту. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Osteodoc.Ru.

Этот позитивный взгляд на окружающий мир имеет для детей как положительные, так и отрицательные стороны. Джанет Босеовски считает, что «позитивный взгляд дошкольников на мир способствует познанию нового и стимулирует формирование социальных взаимоотношений, но в то же время способствует излишней доверчивости по отношению к незнакомым и малознакомым людям».

Любопытно, что позитивный взгляд на жизнь сохраняется и в подростковом возрасте. Исследования американских психологов Майкла Робинсона и Кэрол Рифф показали, что молодежи свойственно видеть настоящее более прекрасным, чем прошлое, а будущее — еще более лучезарным, чем настоящее.

Этот самообман, по их мнению, рождает надежду на то, что все будет хорошо. Иллюзия непрерывного улучшения спасает от страха перед неизвестностью. Таким образом, «птица счастья завтрашнего дня» действительно помогает молодым. У 45-летних иллюзий заметно меньше, а после 75 лет они пропадают.

По материалам www.psychology.about.com

Подготовил Сергей СТЕПАНОВ