Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Лекции по общей психологии

(Серия
«Мастера психологии»)
А.Р. Лурия
СПб.: Питер, 2006

Представлять А.Р. Лурия не надо — имя ученика и последователя Л.С.Выготского, создателя отечественной нейропсихологии, одного из ведущих психологов прошлого столетия прочно вошло в энциклопедии и справочные издания, монографии и учебные пособия. Однако заслуги советского психолога с мировым именем этим не ограничиваются: Лурия не был кабинетным ученым, посвятившем свою жизнь исключительно служению науки. Данное издание — лучшее тому подтверждение. Новое поколение психологов не знает, а точнее говоря, не может знать по причине своей молодости о педагогическом таланте Лурия, читавшем в течение многих лет на факультете психологии Московского университета курс общей психологии. Причем если сначала Лурия, как и Леонтьев, излагал будущим психологам всю общую психологию, то впоследствии ученые разделили курс пополам, и Лурия стал читать «Эволюционное введение в психологию» и «Психологию познавательных процессов», а Леонтьев — «Психологию личности». Соответствующая часть общего курса и составляет содержание «Лекций…», в которые вошли главы, посвященные психологии как науке, проблеме соотношения мозга и психических процессов, а также психологии восприятия, памяти, мышления и речи.
По мнению автора предисловия Е.Д. Хомской, лекции Лурия — не только исторический документ, они современны и займут достойное место среди учебной литературы нового поколения. Возразить трудно: все сказанное Лурия 30–40 лет назад не потеряло своей актуальности.
Однако прямой вопрос о полезности и необходимости книги для практиков рискует остаться без положительного ответа: она не только не является руководством к действию, но даже не содержит в себе практико-ориентированных сведений. При этом, правда, было бы большой натяжкой сказать, что «Лекции…» не имеют никакого отношения к практике. Например, в разделе, описывающем внимание, речь идет в том числе об измерении устойчивости внимания с помощью таблиц Бурдона и Крепелина, а в качестве метода исследования продуктивного мышления предлагается прием Эббингауза — дополнение фраз до целого. Можно с большой долей вероятности предположить, что даже этого недостаточно, чтобы побудить не заинтересованного в получении теоретических сведений читателя взять в руки том добротно изданных издательством «Питер» лекций. Да и не надо.
Среди психологов — молодых и постарше, занятых в образовании, медицине, бизнесе, спорте и пр., — наверняка найдется немало тех, кто понимает, что профессионализм не сводится к владению несколькими десятками методик и таким же количеством научных терминов. Настоящий, непоказной профессионализм заключается в умении отличить психологическое по содержанию издание от психологического по названию и предполагает осознание неких принципиальных положений той конкретно-психологической области, в которой приходится работать. Классический по манере изложения курс лекций Лурия, построенный на базе культурно-исторической концепции, — надежный источник необходимых для этого подлинно научных сведений по психологии.

Марина СТЕПАНОВА