Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2006


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«ПСИХОЛОГ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ (МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ) КОММУНИКАЦИИ»

 

«Я+ОН+ОНИ=МЫ»

Занятия из программы формирования
толерантных установок у подростков

Целью программы является укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Программа формирования толерантных установок у подростков состоит из трех блоков, имеющих логическую связь. Предполагается постепенное движение детей от принятия своего «Я», через понимание и принятие других людей к умению строить с ними конструктивные отношения.
I блок программы «Путешествие по внутреннему миру» нацелен на самоидентификацию, принятие учащимися своего «Я», осознание собственной ценности и уникальности, формирование самоуважения, чувства собственного достоинства, личностной рефлексии, потребности в саморазвитии и веры в свои возможности, то есть положительной «Я-концепции» (Я+).
II блок «Путешествие во Вселенной человеческих взаимоотношений» — осознание детьми уникальности и ценности каждого отдельного человека, умение понимать, чувствовать и принимать окружающих людей (то есть формирование у детей установки ОН+, ОНИ+).
III блок «Галактика гармоничных отношений» — умение ладить с другими, конструктивно строить взаимоотношения, решать конфликтные ситуации (МЫ+).

МОЯ ВСЕЛЕННАЯ

Цели занятия:

— осознание учащимися круга своего общения, своих взаимоотношений с окружающими их людьми;

— определение подростком значимых для него людей, наиболее ценимых в них качеств;

— формирование толерантных установок в отношении других людей.

Оборудование: листы бумаги, восковые мелки или фломастеры, ручки, космическая музыка.

Ход занятия

1. (Звучит музыка.) Всем нам приходится взаимодействовать с различными людьми, нас окружающими. Подумай о тех, с кем ты чаще всего сталкиваешься в жизни, какие отношения складываются у тебя с этими людьми...

Возможно, какой-то человек только промелькнул в твоей жизни, подобно комете, но оставил свой неизгладимый след. А кто-то, подобно планете-спутнику, постоянно находится рядом с тобой. Приятно или неприятно тебе это общение? Возможно, у тебя много знакомых и товарищей, которые напоминают Млечный путь, а может быть, у тебя есть верные друзья, которые совместно с тобой образуют созвездие, либо есть один друг, но он — самая большая планета в твоей Вселенной. У тебя есть возможность подумать о том, какая она — твоя Вселенная, как она выглядит, какие ощущения у тебя с нею связаны. И ты можешь, еще немного попутешествовав во Вселенной своих взаимоотношений с другими людьми, определить, с кем и почему не складываются отношения, общение с кем для тебя очень важно и значимо, чем определяется эта значимость, что ты больше всего ценишь в других людях. А теперь ты можешь вернуться назад, в класс.

2. Нарисуй свою Вселенную, дай названия планетам, звездам, кометам в ней. Определи ту, которая принадлежит тебе. Посели на другие людей из своего окружения.

3. Опиши свои ощущения во время путешествия по своей Вселенной. Все ли тебя в ней устраивает или что-то хотелось бы изменить? Если бы ты мог что-то изменить, то что бы это было?

4. Выдели двух человек из своего окружения, которые для тебя наиболее значимы. Запиши те качества, которые тебе нравятся в каждом из них (поставь инициалы первого и ниже перечисли эти качества, затем то же повтори для второго). Просмотри свои списки и подчеркни те качества, которые в них совпадают. Выпиши их отдельно. Это те качества, которые ты ценишь в других.

5. А теперь определи двух человек, особенно неприятных. Запиши те качества, которые тебе в них не нравятся. Подчеркни совпадающие и выпиши их отдельно. Это те качества, которые ты не принимаешь в других.

6. Часто мы не принимаем что-то в другом человеке, потому что не знаем и не понимаем его. Один из секретов успешного общения — это эмпатия, умение понять и почувствовать другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами. Сейчас подумай о том человеке, который тебе неприятен или чем-то раздражает.

— Представь себя этим человеком.

— Изобрази его выражение лица.

— Прими его любимую позу.

— Ощути те чувства, которые у тебя возникают.

— Вспомни, какие слова, выражения использует этот человек.

— Что он любит делать?

— Как он обычно справляется с жизненными трудностями? А теперь запиши свои мысли об этом человеке.

7. Окончание занятия:

• Сегодня на занятии я понял(а)...

• Меня удивило...

• Я чувствую...

• Я думаю...

• Я хочу...

ПЛАНЕТА ДРУЖБЫ

Цель занятия:

— способствовать формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе;

— развивать дружеские отношения между детьми;

— поддерживать у ребят интерес друг к другу, желание приносить своими поступками радость окружающим;

Оборудование: бумага, ручки, восковые мелки, плакаты с изображением сердца, планет, сказка И. Вачкова «О дружбе и ее потере» (с некоторыми изменениями текста).

Ход занятия

1. Внимание! Внимание! Внимание! С планеты Дружба получен радиосигнал с призывом о помощи. Командам звездолетов-спасателей приготовиться к полету, курс — планета Дружбы. В пути вы получаете сообщение о том, что же случилось с ее жителями.

Все жители этой планеты были большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды каким-то космическим ветром к ним занесло старого волшебника, много повидавшего на своем веку. Старый волшебник засомневался в нерушимости их дружбы. Тогда жители планеты заявили: «Мы уверены в том, что наша дружба не может исчезнуть. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой».

— Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытаниям? — спросил старый волшебник. — ведь потерянную дружбу очень трудно вернуть.

Однако жители планеты настаивали на испытаниях. Вначале волшебник лишил их языка, на котором они общались. Жители сумели прекрасно обходиться без слов и быстро научились понимать друг друга. Тогда волшебник поселил в их душах злобу, грубость, лживость. Стали жители оскорблять друг друга, придумывать обидные клички и прозвища, часто между ними происходили драки. Казалось, приходит конец их дружбе. Но друзья остановились. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла. И страх перед миром, и жажду власти, и горестные переживания — всё смогла победить и преодолеть настоящая дружба.

Уже хотел прекратить испытания волшебник, но прежде решил попробовать последнее средство. И в этот раз заклинания подействовали, отвернулись друзья друг от друга, разошлись все в разные стороны. Как ни старался старый волшебник расколдовать их и восстановить дружбу, ничего у него не получилось. Потому что наколдованное им качество разрушает все — даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если в душе поселяется эгоизм.

Посмотрите, уже показалась нужная нам планета. С тех пор как она оказалась в руках эгоизма, подернута планета мрачной дымкой.

Только те, кто по-настоящему умеет дружить, смогут победить эгоизм. А чем для вас является дружба? Подумайте над этим и закончите предложения:

Дружба — это...

Друг — это...

Дружба в моей жизни...

(Продолжить предложения должен тот, кто поймает мяч.)

Избавить от эгоизма души жителей планеты вы сможете, если пройдете все испытания. Вы готовы к ним?

Испытание 1. Достаточно легко дарить подарки, помогать или делать что-то приятное в расчете на последующую благодарность или ответную помощь, подарок. Значительно сложнее это делать тайно, не рассчитывая на ответ. Сейчас каждый из вас по жребию получит имя того, кому вы тайно сделаете подарок. Этим подарком станет то, что, по вашему мнению, очень важно именно этому человеку. Такой подарок невозможно купить. Запишите то, что вы хотели бы подарить, на листе бумаги, свой подарок вы можете украсить. Важное условие — подарок должен быть приятен тому, кто его получил. Если это условие не будет выполнено и хоть один человек выразит недовольство, то вы испытание не прошли.

Листы собираются (они должны быть подписаны), а затем вручаются адресату.

Обсуждение:

Что вы почувствовали, когда получили подарок?

Кто недоволен полученным подарком?

Приятно ли было делать подарки? Все ли получили подарки?

Испытание 2. Часто окружающие нуждаются в нашей поддержке. Умеете ли вы оказывать внимание и поддержку? Сейчас каждый из вас с закрытыми глазами пройдет сквозь дружеский ручеек, а все остальные должны выразить ему свое расположение разными способами. Условие: проходящему через ручеек должно быть приятно выражение вашего расположения, иначе испытание вы не пройдете.

Отслеживание результатов прохождения испытаний.

Испытание 3. Каждому человеку приятно слышать в свой адрес добрые слова. Умеете ли вы говорить другим людям приятное?

Сейчас вы можете наговорить друг другу много комплиментов. Подумайте о каких-либо чертах характера или личности, например о дружелюбии, уме, чуткости и пр. Один из вас начинает и говорит комплимент рядом стоящему, второй повторяет комплимент первого и добавляет свой, третий должен назвать два предыдущих и добавляет свой и т.д., последний передает комплименты первому.

Отслеживание результатов прохождения испытания.

За прохождение каждого испытания команды получают жетоны. В случае успешного прохождения всех этапов дети выполняют следующее упражнение.

3. Вы успешно прошли все испытания, и теперь, чтобы окончательно расколдовать жителей планеты Дружба, вам нужно нарисовать сердце вашего класса и заполнить его своими добрыми пожеланиями окружающим вас людям.

Ваше полное доброты сердце расколдовало жителей планеты, теперь они бережнее будут относиться к тому, что имеют. Они будут хранить свое хорошее отношение друг к другу, свою дружбу.

А теперь кто-то один из группы выходит в центр, к нему подходит другой, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. К ним подходит третий, берет за руку кого-то одного и произносит те же слова благодарности. Таким образом, группа в центре постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, и все завершается безмолвным крепким троекратным пожатием рук. На этом игра заканчивается.

4. Окончание:

• Сегодня на занятии я понял(а)...

• Меня удивило...

• Я думаю...

• Я хочу...

• Я чувствую...

ПЛАНЕТА БЛАГОРОДСТВА

Цель занятия:

— осознание детьми понятия «благородство», по отношению к каким людям они поступают благородно, что в этом играет решающую роль;

— формирование положительных установок по отношению к другим людям;

— развитие толерантности к окружающим;

— способствовать самоанализу и самопознанию учащихся;

— помочь раскрыть качества, необходимые для эффективного межличностного общения.

Оборудование: сказка С. Брайера «Роза», листы бумаги, ручки, восковые мелки или фломастеры, спокойная музыка.

Ход занятия

1. Мы продолжаем путешествие по Вселенной человеческих отношений. Нам предстоит осознать, что же необходимо людям, чтобы жить в мире и согласии с окружающими. Сегодня мы отправимся на планету Благородства.

Как вы понимаете, что такое благородство (продолжите предложение «Благородство — это...», «Благородный человек — это...»)?

Итак, в путь... (звучит спокойная музыка). Пока мы преодолеваем большие пространства, послушайте небольшой рассказ.

Жила-была роза. Очень красивая — алая и душистая. И еще она была доброй. Однажды сирень сказала:

— Меня замучили козы! Они меня съедят!

Роза пожалела ее и подарила свои шипы. Теперь козы не могли есть сирень.

— Роза, — попросил тюльпан. — Ты такая добрая, подари мне свой замечательный аромат. И роза подарила в ту же минуту.

— Ах! — воскликнул тюльпан. — Ах, я пахну! Я счастлив!

— Добрая роза! — сказала ночная фиалка. — Подари мне свой алый цвет. Я от природы бледна и невзрачна.

И роза подарила ей алый цвет.

Все заметили, что осталась она беззащитной, некрасивой, но каждый радовался за себя.

Тут пришли козы. Они увидали розу — воскликнули:

— Что за чудо, какого мы еще не видали?!

Они, прежде поедавшие цветы без сожаления, смотрели на розу — и улыбались, как дети. Бутон розы был совершенно прозрачный, будто капля с неба! Ведь она отдала свой алый цвет.

— Удивительная чистота! — сказали козы и решили больше не трогать цветы.

Рефлексия: дети делятся своими впечатлениями об услышанном.

2. Вот мы и прибыли на планету Благородства. Здесь живут люди, которые понимают, что, для того чтобы жить в мире и согласии с окружающими, иногда приходится чем-то жертвовать. Например, вместо долгожданного визита к другу приходится по заданию мамы идти в магазин. Вспомните, ради кого вам пришлось отказаться от собственного удовольствия? Кто этот человек? ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы припомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах вы совершили этот поступок? Это была ваша личная инициатива, вам очень хотелось сделать именно так для этого человека? Или он сам просил, требовал, приказывал или унижался, молил вас об определенной услуге, и вы после некоторого колебания (а может быть, и без всяких колебаний) выполнили его просьбу? Вспомните эти обстоятельства. Запишите свои впечатления о проделанной работе.

Обсуждение:

Часто ли вы совершаете подобные поступки?

Совершая их, вы ждете ответной благодарности или делаете это бескорыстно?

Трудно ли бывает отказаться oт собственного удовольствия?

Какие личностные качества помогают совершать благородные поступки? (Называемые детьми качества записываются на доске и обсуждаются.)

3. Нарисуйте символические картинки, изображающие такие личностные качества, как духовность, справедливость, совестливость, правдивость, благородство, мудрость.

4. Духовные ценности начали складываться еще в древности. С середины I тыс. до н.э. стало оформляться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило находит отражение практически у всех цивилизованных народов.

Например, в Китае, в VI в. до н.э. существовало правило: «Чего сам не желаешь, того не делай другим» (Конфуций).

Индия, V в. до н.э., «Махабхарата»: «Те поступки других людей, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть сам не делает другим».

Древняя Греция, VI в. до н.э., Фалес: «Если мы сами не будем делать того, что порицаем в других, то проживем жизнь наилучшим образом».

Древний Рим, I в. до н.э. — I в. н.э., Сенека: «Что ты другим, того же от других ты жди».

Евангелие от Матфея (гл. 7.12): «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Русские пословицы: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «Что людям желаешь, то и сам получаешь», «Как аукнется, так и откликнется».

5. Что вы больше всего цените в своей жизни? Что имеет для вас большое значение? (Запись детьми своих жизненных ценностей.)

6. Окончание занятия:

• Сегодня на занятии я понял(а)...

• Меня удивило...

• Я думаю...

• Я хочу...

Светлана ПАНЧЕНКО,
педагог-психолог МОУ Гимназия № 6,
г. Тихорецк, Краснодарский край