Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2006


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор педагогических наук,
кандидат психологических наук

РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ:
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. Психологическое здоровье как ключевое понятие школьной психологической службы, определяющее работу с родителями
18 Лекция 2. Стратегии и формы групповой работы с родителями
19 Лекция 3. Активные формы групповой работы с родителями. Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Активные методы консультирования: детско-родительские мероприятия, тренинги
21 Лекция 5. Индивидуальное консультирование родителей. Общие принципы
22 Лекция 6. Консультирование родителей с опорой на тип нарушения психологического здоровья ребенка. Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. Индивидуальное консультирование родителей с опорой на особенности возраста. Специфика возрастного кризиса
24 Лекция 8. Личностная готовность психолога к работе с родителями
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет вместе со справкой из учебного заведения.

ЛЕКЦИЯ 2

СТРАТЕГИИ И ФОРМЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Если рассматривать работу с родителями как один из важнейших аспектов школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей, то в ней нужно выделить две области взаимодействия с родителями: групповую и индивидуальную. Об индивидуальной работе мы будем говорить позже. Пока остановимся на групповой, определим ее цели и задачи.

Мы полагаем, что целью групповой работы с родителями является формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых (психологов и родителей). Понятно, что согласованность является важнейшим условием эффективности воздействий взрослых. Иначе можно вызвать ситуацию, представленную в известной басне Крылова «Лебедь, рак и щука». По-другому ее можно описать на примере сложения векторов, направленных в разные стороны.

Встает вопрос: в чем причина возможной несогласованности? Почему родители нередко действуют противоположно педагогам и психологам? Почему они, желая ребенку только самого хорошего, действуют ему во вред, приводят к существенным нарушениям в его развитии и противоречат воспитательным воздействиям психологов и педагогов? Причины могут быть разными.

Прежде всего нужно отметить недостаток или полное отсутствие знаний у родителей о закономерностях развития ребенка, о трудностях, которые могут появиться по мере его роста и взросления, поскольку в популярной литературе для родителей такие знания в России практически не представлены.

Следующее, что стоит упомянуть, — это недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательных воздействий родителей, которые чаще всего воспитывают ребенка так же, как воспитывали их самих, либо пытаются это делать полностью противоположным образом. Однако быстрая смена социально-экономических условий в стране зачастую делает такое воспитание абсолютно неэффективным. В особенности это касается людей с высоким статусом и уровнем дохода, у которых отсутствует опыт воспитания детей в новых условиях.

Необходимо также иметь в виду, что во взаимодействии с ребенком у родителя могут актуализироваться собственные проблемные зоны, что вызывает, к примеру, такое распространенное явление, как рассмотрение школьных результатов ребенка в качестве зеркала собственной успешности.

И наконец, среди причин нужно назвать односторонность взгляда родителей на ребенка. Они наблюдают ребенка только в семье, а в школе он может проявляться по-другому, иногда совсем не похоже на домашнее поведение. Поэтому для родителей столь важно принимать участие в работе по созданию вокруг детей общего педагогического «поля». Но это не менее необходимо и для сотрудников школы. У психологов, к примеру, может присутствовать излишне теоретизированное представление о путях развития ребенка. Кроме того, им недостает знаний о проявлениях ребенка вне школы. А знакомство с семьей позволяет глубже понять ребенка, организовать более эффективную его поддержку.

Исходя из этого можно выделить задачи работы с родителями:

— согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;

— согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;

— согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нем изменений.

Такое согласование на уровне ценностей, идеального образа ребенка и воспитательных воздействий особенно необходимо для современной многокультурной России, в которой широко представлены культуры различных этносов и социальных групп. Поэтому в школе возможным становится рассогласование воздействий в отношении ребенка и по причинам, относящимся к различиям между культурами. Так, к примеру, в каждой культуре имеется свой тип идеальной личности, которая служит образцом для родителей и других взрослых в воспитании детей. Понятно, что идеальных личностей может быть несколько — в соответствие с полом и ролевым статусом. Культура влияет и на темперамент, и опосредованно на личностные характеристики ребенка (здесь имеется в виду, что для той или иной культуры предпочтительней тот или иной темперамент). В соответствии с темпераментом культура влияет на формирование преимущественных качеств личности. Влияет и отношение родителей к детям, принятое в культуре, то есть типичное отношение родителей, принятое в культуре. Таким образом, принадлежность родителей, да и самих педагогов, к различным культурам может привести к рассогласованию их воспитательных воздействий.

Однако, говоря о согласовании воздействий на ребенка со стороны родителей и психолога, следует признать, что активной стороной здесь является последний. Психолог организует взаимодействие с родителями и предлагает им для освоения свое информационное поле, в котором представлены различные аспекты возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес и ценность для родителей.

Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.

Первый — обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Психологическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. А, как известно, страх изменений у современных россиян и так выражен достаточно сильно. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с психологом, у него есть на это причины.

Второй — это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что психолог осознает и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей. А возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия. Поэтому он и дает им право скептически относиться к советам, право иметь и проявлять в отношении психолога различные чувства. Если родитель испытывает в отношении психолога негативные чувства, это не означает, что он конченый человек.

Третий — необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами. Как уже говорилось, большинство родителей не знают ничего о роли психолога и его возможностях. Поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия (вдруг психолог увидит то, что не хотелось бы показывать), либо недооценка его значимости, но и в том и в другом случае возникает стремление избежать его. Мотивирование необходимо еще и потому, что взаимодействие с психологом может актуализировать у родителей собственные внутриличностные конфликты. Поэтому у них мотивация к взаимодействию должна быть сильнее собственного сопротивления к работе. Если родитель не приходит на встречу к психологу — это означает, что его неправильно позвали.

Опираясь на рассмотренные принципы, мы считаем, что нужно начинать работу, используя знакомые родителям формы, то есть методы, в которых от них потребуется минимальная активность. А затем по мере появления доверия включать методы с постепенным повышением активности родителей, применяя менее определенные и знакомые методы. Тогда «лесенку» методов можно представить следующим образом.

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.

2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги.

Далее остановимся на каждой из форм подробнее и приведем конкретные примеры.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

Информационные тексты

Информационные тексты представляют собой какую-либо информацию, которая могла бы быть полезной родителям. Они дают им возможность не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Тексты должны быть достаточно краткими и написаны понятным языком. В их названия должны быть включены знакомые родителям слова. Тексты могут быть представлены на стендах для родителей или на бумажных вклейках в дневники учащихся. Их можно также раздавать родителям на собраниях.

Полезно в качестве информационных текстов представлять родителям возрастные особенности детей или же наиболее общие рекомендации по помощи детям в разрешении возрастных задач развития. В названиях родителям встретятся такие знакомые слова, как особенности, рекомендации, которые обеспечат им чувство безопасности при чтении их. Приведем практические примеры.

Практический пример № 1
Возрастные особенности учащихся

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Главная особенность детей этого возраста — первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.

Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.

Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш умеет плохо.

Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.

Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов.

ВТОРОЙ КЛАСС

В это время происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает учиться оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи.

Следует иметь в виду, что у некоторых детей возможно снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу.

В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной концентрации ребенку требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации. Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

Учитель продолжает оставаться значимой фигурой. Но появляется более личностное отношение к нему — стремление к общению с ним на переменах, прогулках.

Появляется способность дифференцировать личностные качества сверстников.

У некоторых второклассников может наблюдаться сильное стремление к лидерству. Между некоторыми детьми появляется соперничество.

Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но это им еще трудно делать.

Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.

ТРЕТИЙ КЛАСС

В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности. Ребенок учится оценивать причины своих достижений и неудач, способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию.

Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции.

Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи. Ребенок перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте ребенок перестает хотеть быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому не буду хотеть быть хорошим, чтобы не огорчаться».

У некоторых детей закрепляются социальные страхи — сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит с снижению качества контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий.

Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить ее эффективность.

Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит ее наглядное отображение.

Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.

Развиваются произвольные внимание и память. Но устойчивость внимания может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительного заболевания.

Ребенок становится критичнее к педагогу, может сформулировать то, что нравится в нем и что не нравится.

Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.

У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации.

Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.

Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишне сильная опека начинает его угнетать.

Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

В это время заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.

Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.

Прежде всего нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.

Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.

Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.

Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.

Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами и пр.

Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение.

При формировании позитивных новообразований нужно помнить, что в этом возрасте есть риск появления и негативных. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.

Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.

Устные информационные сообщения

Они представляют собой достаточно короткие выступления психолога в процессе родительского собрания — знакомого и безопасного для родителей школьного мероприятия. Они, так же как информационные тексты, дают возможность родителям не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Помимо этого, с их помощью происходит привыкание родителей к присутствию в их жизни психолога как значимого лица.

Мы полагаем, что психологу нужно выступать на каждом собрании, проводимом в классе, в параллели или в школе в целом, причем просить организаторов собрания, чтобы его сообщение было либо в начале собрания, либо в середине. Это сообщение нужно тщательно готовить, начав с вопроса самому себе: с чем (с какими мыслями и чувствами) должны уйти родители с собрания? А после этого подумать о содержании сообщения, которое позволит точнее реализовать его цель.

Когда содержание сообщения будет определено, нужно «украсить» его эмоциональными примерами, которые привлекут внимание родителей. Можно сказать, что «примеры» играют в выступлении роль красивой обертки, без которой никто не согласится купить даже самую вкусную конфету.

Если у психолога пока небольшой опыт публичных выступлений, стоит произвести репетицию перед зеркалом, обратив внимание на собственную позу и жесты, которые должны быть открытыми. Приведем практические примеры.

Практический пример № 2
Текст сообщения для родителей пятиклассников
(август, сентябрь)

Тема: «Взаимодействие семьи и школы».

Цель: мотивировать родителей к более тесному взаимодействию с педагогами и психологами.

Как вы полагаете, может ли один и тот же ребенок быть одновременно самостоятельным и несамостоятельным, тихим, послушным и резко нарушающим правила поведения?

Может, если речь идет о школе и доме. Как ни парадоксально, но бывает так, что ребенок дома умеет разогреть себе еду, следит за порядком в своей комнате, а в школе требует постоянной опеки педагогов: не может подготовиться к уроку, не слышит требований учителя, забывает что-либо сделать.

Именно потому, что ребенок может быть разным, так важно нам, взрослым, иметь возможность видеть целостную картину поведения ребенка и на ее основании выработать общую схему взаимодействия с ним.

Особую остроту проблема объединения взаимодействия взрослых приобретает сейчас, с началом подросткового возраста, когда дети пытаются отделиться от взрослых и отстаивать свою самостоятельность любыми доступными средствами: грубостью, стремлением нарушить требования, отказом от каких-либо действий.

Перед нами встает задача не потерять нить доверия, понять ребенка. Для этого надо увидеть его разным. Хотелось бы, чтобы в связи с этим наше взаимодействие стало более активным, чтобы чаще инициатива исходила от заинтересованных родителей, даже если отсутствуют какие-либо острые, тревожащие проявления.

Текст сообщения для родителей пятиклассников
(вторая половина года)

Тема: «Первые проявления подросткового периода».

Цель: показать нормальность первых проявлений подросткового возраста, содействовать эффективному взаимодействию родителей с подростками.

Многие из нас заметили, что дети вдруг стали какими-то не такими, как раньше. С ними стало труднее, беспокоиться о них приходится больше. И кажется, что это только у меня, только с моим Сашей или Варей. Но дети наши просто начали взрослеть. Кто-то совсем потихонечку – делает только первые шаги, а кто-то уже активно пробует взрослость. Давайте посмотрим, что же происходит с нашими детьми, а если с кем-то еще не происходит, то произойдет уже совсем скоро.

Прежде всего стоит обратить внимание на эмоциональное взросление детей. Оно включает в себя открытие ими своего внутреннего мира и поиски схожего внутреннего мира. Теперь целью общения становится не игра, а познание окружающих, а через них — себя. Как следствие этого, обычно наблюдается распад эмоциональных связей в группе, то есть непостоянные дружеские связи — «сегодня с одними, завтра с другими». Поскольку свой внутренний мир кажется еще таким хрупким и беззащитным, происходит снижение самооценки. Во взаимоотношениях со сверстниками это может проявляться в желании сказать другому то, чего сам ребенок боится. К примеру, один отвечает, а другой комментирует: «Фу, глупость какая!» Или если один ошибается, другой добавляет: «Ой, да она всегда так делает», — а остальные смеются.

В отношениях с родителями это может проявляться в обостренном желании поддержки, в том числе ревности к младшим или в придумывании ситуации, чтобы мама пожалела.

Помимо эмоционального взросления нужно выделить и поведенческое, то есть отражение взросления в поведении. Это прежде всего борьба за самостоятельность, требование позволить делать все, что хочется. Обидчивость, раздражительность, яркое отстаивание того, что запрещают, даже если это совсем не необходимо.

Можно выделить также желание ребят попробовать себя в новых ролях, например: «Сотру оценку — что получится?» или «Откажусь делать домашнее задание — что будет?».

Как вы полагаете, взросление – это хорошо или плохо? Конечно, хорошо, но возможны некоторые осложнения, которые стоит учитывать. Прежде всего, это переутомление учащихся. После четвертого урока многим сложно спокойно сидеть, выдерживать темп, у детей наблюдается снижение концентрации внимания. У некоторых учащихся возникают психосоматические проявления. Возможно повышение конфликтности взаимодействий в семье.

Мы полагаем, что в этот важный период родителям необходимо:

— осознать начало взросления детей, принять это;

— расширить сферу проявления самостоятельности, обучать самостоятельным действиям, не стремиться вернуть детские качества, контроль за детьми;

— понимать возможности детей, давать им право на ошибку;

— оказывать поддержку, подчеркивая ценность и уникальность чувств и мыслей каждого.

Текст сообщения для родителей учеников 7–8 класса
(любое время)

Тема: «Возрастные особенности учащихся».

Цель: показать нормальность проявлений негативизма и стремления познавать различные аспекты самого себя подростками, содействовать эффективному взаимодействию с ними родителей.

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «не»:

Не хотят учиться так, как могут;

Не хотят слушать никаких советов;

Не убирают за собой;

Не делают домашние дела;

Не приходят вовремя.

Встает вопрос: почему? Мы работаем, стараемся все им отдавать, покупаем разные вещи. А они НЕ... Что делать, чтобы «Не» приходило пореже? Попробуем разобраться.

Основное содержание возрастного периода можно отобразить метафорой прививки. Что происходит во время прививки? В организм попадают некие вредные вещества, которые заставляют его вырабатывать иммунитет, поэтому, когда возникнет угроза реального заболевания, организм уже будет знать, как реагировать на него. Так же и с подростками. В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, иногда представляющих даже реальную угрозу, а также в активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.

Как это выглядит? Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, пробовать спиртные напитки. Подчеркнем еще раз, что целью является сам факт опробования, познания, а не получение удовольствия. И через это опробование они познают себя, свои возможности. А что будет, если не дать им пробовать (ведь это же вредно для здоровья, вдруг привыкнут)? Здесь возможны различные варианты. Самым распространенным является «ядерный взрыв» в более позднем возрасте, когда, к примеру, молодой человек ударяется в секс, употребление алкоголя, занимается рискованными видами спорта, не имея к этому иммунитета, не зная, как это делается, не обладая самоконтролем. Последствия таких действий легко представить. Другой вариант — страх вплоть до внутренней паники. Отказ от вечеринок, от межполового общения вплоть до ухода к виртуальным партнерам. Так, значит, давать им пробовать? Да. Но одновременно и нет.

Одного опробования для дальнейшей успешной жизни недостаточно. Необходимо, чтобы подросток осваивал взрослую позицию «Я признаю, что хотеть могу не только я, но и другие люди», «Я отдаю» и оставлял постепенно детскую «Я хочу, я беру». Что для этого нужно? Нужно, чтобы подросток имел возможность вносить реальный вклад в жизнь своей семьи.

Поэтому полезно прописать договор о правах и обязанностях подростка, а на каникулах предоставить ему возможность где-нибудь поработать. И тогда многие из тех Не, с которых мы начали свой разговор, будут постепенно уходить из жизни подростка. Он будет учиться не потому, что его заставляют, а понимая, что это нужно ему. Будет сообщать, когда задерживается, потому что, будучи во взрослой позиции, пожалеет маму.

Информационные лекции

Они содержат более подробную информацию о возрастных особенностях ребенка, возможных трудностях на пути развития, оптимальных и недопустимых действиях родителей, чем сообщение на родительском собрании. Они не только расширяют информационное поле родителей, но и активно побуждают их к рефлексии собственной родительской позиции.

Для их проведения необходимо специально приглашать родителей, и в этом их принципиальное отличие от сообщений на родительских собраниях, поэтому повышается ответственность психолога за ее проведение. Лекция должна быть проведена так, чтобы родители поняли, что она им необходима, и пришли в следующий раз.

Практический пример № 3
Конспект лекции для родителей первоклассников

Тема: «Позиция школьника и ее влияние на учебную деятельность».

Цель: способствовать осознанию родителями позиции школьника и ее влияния на учебную деятельность; мотивировать их к помощи в формировании позиции школьника у своих детей.

Что есть школа для ребенка? Место, где дети общаются друг с другом? Или место, где они приобретают знания и умения? Или, может быть, кто-то думает иначе? Совершенно верно, для общения детей не стоило создавать столь сложный социальный институт, как школа. И знания можно получать дома с учителем, иногда это даже удобнее и дешевле, чем возить ребенка в школу.

Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка — институтом, в котором ребенок осваивает необходимый ему в последующем социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента. Первый — это знания и умения. Второй — взаимодействие со сверстниками, то есть с людьми близкого тебе социального положения. Третий — взаимодействие с педагогами, то есть с людьми более высокого в данной ситуации социального статуса. Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана.

К примеру, без освоения учебного взаимодействия с педагогом вряд ли будет возможно успешное получение знаний и умений, да и взаимодействие со сверстниками будет нарушено. Без умения взаимодействовать со сверстниками пребывание в школе станет эмоционально дискомфортным, взаимодействие с педагогом — конфликтным, а приобретение знаний — занятием неприятным и поэтому также неуспешным. Трудности в приобретении знаний также нарушат взаимодействие с педагогом, снизят статус ребенка в среде сверстников.

Итак, мы выделили три важнейших взаимосвязанных аспекта, освоение которых предполагает накопление необходимого по возрасту социального опыта. Однако на практике взрослые обращают внимание лишь на один из них, который обычно называют «учебной деятельностью», другие два остаются в тени, потому что их трудно оценить и не всегда легко увидеть. А важность их неоспорима и влияние на так называемую учебную деятельность также теперь ясно. Поэтому сегодня уделим внимание именно им и назовем их «позицией школьника». Еще раз скажем, что в позицию школьника будет включаться умение организовать учебное и внеучебное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Важно отметить, что фундаментом этого умения является опыт взаимодействия ребенка в семье. Он основывается на ролевых позициях, в которых ребенок общается со своими родителями. Можно условно выделить шесть основных родительских ролевых позиций для ребенка младшего школьного возраста:

«Забота – опека».

«Контроль – требования».

«Сверхзабота, беспокойство, сверхопека».

«Суперконтроль – супертребования».

«Наблюдение – отстранение».

«Слияние: ребенок — смысл жизни».

Интересно, что и педагог тоже чаще всего реализует одну из таких же ролей. Понятно, что ребенок, привыкший к взаимодействию с определенной родительской ролью, будет ожидать того же от педагога и испытывать трудности при встрече с другой позицией взрослого.

Давайте подумаем. какие ролевые позиции чаще встречаются дома и реже — в школе и поэтому являются источником трудностей в школе? Совершенно верно — позиции «суперконтроль» и «сверхзабота», а также «слияние: ребенок — смысл жизни».

А как же отношения со сверстниками? Если у детей не было опыта детского сада, то и на взаимодействие с ними будут влиять ролевые позиции родителей. Давайте подумаем, как будет общаться со сверстниками ребенок, родители которого реализуют различные ролевые позиции. Вы совершенно правы, что родительские позиции «суперконтроль» и «сверхзабота», «слияние: ребенок — смысл жизни» осложнят взаимодействие ребенка со сверстниками.

Получается, что от того, как мы взаимодействуем с детьми дома, во многом зависит успешность ребенка в школе. Поэтому давайте совместно «нарисуем картинку» оптимального домашнего взаимодействия родителей и других воспитателей (бабушек, нянь) с ребенком.

(Далее идет групповое обсуждение этого вопроса.)

Итак, сегодня мы рассмотрели первые шаги психолога в работе с родителями. Но именно от них во многом зависит, будет ли нарабатываться у родителей доверие к психологу либо опасение, желание взаимодействовать с ним либо страх и агрессия. Поэтому будем помнить, что это не только наши первые шаги к родителям, но и их первые шаги в психологию: их хочется сделать, но страшно упасть — вдруг будет больно?

ЛИТЕРАТУРА

Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2001.

Хухлаева О.В. Психология подростка. — М., 2004.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Докажите необходимость согласования воспитательных воздействий сотрудников школы и родителей в современных условиях?

2. Каковы основные принципы работы с родителями?

3. По какому принципу построена «лесенка методов»?

4. Каковы требования к информационным сообщениям?

5. Что такое информационные лекции?