Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Клиническая психология. Учебник

2-е изд.
Под ред.
Б.Д. Карвасарского
СПб.: Питер, 2006

Весьма вероятно, что имя Б.Д. Карвасарского мало что говорит психологам, занятым в образовании. Да и название книги далеко от школы и проблем обучения. А может ли она оказаться полезной — вопрос, ответ на который неоднозначен и определяется прежде всего содержанием работы психолога, например — имеет он дело со здоровыми или больными детьми.
Это основательное издание — без малого 1000 страниц — рекомендовано в качестве учебника для студентов медицинских вузов, и в том числе факультетов клинической психологии. Оно представляет собой попытку систематизации сведений из разных областей психологии — общей, социальной и клинической для будущих врачей и психологов, которые придут работать в медицинские центры. По мнению авторов книги, клинический психолог становится партнером врача.
Во-первых, он способствует установлению взаимопонимания больного с врачом, причем универсальных рецептов в данном случае не существует, и действия психолога находятся в зависимости от характера заболевания и личностных особенностей пациента. Во-вторых, у больного человека формируются восприятие и оценка собственного состояния, и внутренняя картина болезни становится предметом заботы психолога. Эти задачи, типичные для клинического психолога, на самом деле хорошо знакомы и психологам образования, которым, например, нередко приходится общаться с родителями, не замечающими (или не желающими этого делать) трудности своего ребенка, или педагогами, имеющими неадекватные, предвзятые представления об учениках. Не случайно, наверное, в начале книги специально оговаривается, что клинические психологи могут оказаться полезными и в учреждениях другого профиля, в том числе в образовании.
Научный редактор капитального труда Б.Д. Карвасарский — ученик и последователь психиатра, психотерапевта и медицинского психолога В.Н. Мясищева, а в настоящее время — ведущий ученый в области неврозов, психотерапии и медицинской психологии.
Книга состоит из трех неравных частей: в первых двух речь идет об основах общей и социальной психологии, а третья, самая значительная, посвящена клинической психологии. Если данные из общей и социальной психологии носят ознакомительный характер, то раздел, посвященный клинической психологии, отличается фундаментальностью как в изложении фактов, так и в сведениях о возможных подходах к их интерпретации. А содержащиеся в пособии многочисленные конкретные выводы и рекомендации интересны всем психологам-практикам, независимо от области приложения их труда. Также следует обратить внимание на помещенный в конце книги «Психологический практикум», который либо поможет расширить круг используемых диагностических методик, либо позволит убедиться в собственной компетентности.
Даже если эта книга при первом знакомстве производит впечатление не очень нужной, знать о ее существовании полезно, с тем чтобы обратиться к ней в случае необходимости.

Марина СТЕПАНОВА