Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2006


НАШИ ДЕТИ

Что слово, звук пустой?

Тренинговое занятие для учащихся старших классов

Цель занятия: показать участникам тренинга значимость звучащей речи; подвести к мысли о том, что слово — не «звук пустой»; показать взаимосвязь психических процессов и речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. В одной, то ли ведомой, то ли неведомой, то ли далекой, то ли близкой стране жили звуки. Они передавали журчание ручейка, шепот ветра, шелест листьев под ногами, тихий разговор верхушек могучих сосен.

Могли передавать они и раскаты грома, и грохот лавины, и грозный рев вулкана.

И жили рядом со звуками люди, которые многому учились у звуков, многое понимали благодаря им, умели распознавать разные звуки. Люди могли определить, какая птичка возится в кустах, о чем она щебечет. По звуку шагов в чащобе люди могли определить, кто идет: старый, озабоченный проблемами медведь или молодой, веселый гуляка-медвежонок. Жужжание пчелы могло подсказать людям, что она озабочена поисками медовых кладовых или переполнена радостью оттого, что нашла поляну с удивительно ароматными цветами, полными сладкого нектара.

Звуки ветра подсказывали людям погоду, звуки дождя рассказывали, какой будет урожай, завывание метели погружало людей во вселенскую печаль, стук веток дерева в окно во время ночной непогоды передавал жалобы дерева на свою жизнь и его желание попасть в дом, чтобы отогреться душой и оттаять заледеневшим деревянным телом.

Люди жили в единстве и гармонии с природой и звуками, которые слышали вокруг себя. Но шло время, сменялись поколения, многое из вечного и мудрого забывалось, оставалось ненужное и суетное...

И вот наступил день, когда люди перестали слышать скрип снега, хруст веток, разучились отличать голос малиновки от голоса иволги. Звуки перестали для них существовать. То есть они продолжали жить, звучать, но люди их не слушали и не слышали.

Задумались люди о том, что потеряли, загоревали, а потом и горевать перестали. Ведь нельзя жалеть о том, чего не знаешь, не помнишь и не понимаешь. И только некоторые из них стремились вспомнить забытое знание, тренировали свой слух, учились заново слушать звуки.

Мы с вами — далекие потомки этих людей, многое забывшие и потерявшие. Но мы можем прикоснуться к древней тайне звучащего слова, поскольку тайна эта покоится где-то внутри каждого из нас, забытые знания иногда прорываются в душу, освещая яркими протуберанцами темные уголки незнания.

Попробуем слушать и слышать. Попробуем распознать звуки...

Упражнение 1. Звуки имени

Ведущий. Каждому человеку дорого его собственное имя. Имена, как и всё на свете, имеют историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь.

Ряд ученых считает, что первыми словами на земле были имена собственные. Во многих странах существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Некоторые люди считали, что имя человека — синоним его души. Чем дольше оно сохранится, тем дольше будет жить человек.

По словам одного исследователя, в Египте стереть имя покойного с гробницы считалось величайшим преступлением. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции имена вырезались на свинцовых дощечках, которые бросали на дно залива.

Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником счастья и сил и старались без лишней надобности не произносить его, так как, по их мнению, оно изнашивается. Исходя из этих соображений настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.

Человек в древности верил, что слово, имя — неотъемлемая часть предмета, личности. Без этой веры невозможна магия, немыслимы многие действия. Люди меняли имя больного ребенка, чтобы обмануть злых духов, которые могут причинить ему зло, а также это делалось для того, чтобы обмануть смерть.

У каждого из нас есть имя, и каждое имя каким-то образом отзывается в сердцах других людей...

Задание: выберите из имен присутствующих и назовите:

— самое пушистое — самое крепкое

— самое певучее — самое таинственное

— самое знойное — самое свежее и прохладное

— самое сильное — имя, которое нуждается в защите

— самое нежное — самое грозное

— самое крепкое — самое загадочное

— самое загадочное — самое светлое

— самое большое — самое открытое

— самое закрытое — самое ароматное

— самое певучее — самое летнее

Участники по очереди просто проговаривают свои имена, все остальные слушают их и выбирают имя, подходящее под данную ему характеристику, стараясь объяснить, почему они выбрали именно это имя.

Упражнение 2. Рассказ об имени

Ведущий. «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет...» Шекспир, по-видимому, не придавал особого значения имени, а вот великий Гомер был совершенно другого мнения. В знаменитой «Одиссее» он писал:

Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает...

На ценность имени указывал Гёте: «Имя не безделица: недаром же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину человечества». Роль имени для человека, его значение нашли отражение в русских народных пословицах:

В лицо человек сам себя не признает,
                                  а по имени знает.
С именем Иван, а без имени — болван.
Без имени ребенок — чертенок.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.

Что же представляет из себя имя?

В течение 5–7 минут приготовьте каждый рассказ о своем имени:

— почему родители дали вам такое имя;

— что вы знаете о своем имени (значение, происхождение);

— кто из известных людей имел такое же имя и является ли этот человек для вас авторитетом в каких-либо вопросах;

— как вы относитесь к своему имени и как к нему относятся окружающие?

Упражнение 3. Лингвистический эксперимент со звукообразами

Даются слова-звукообразы: ВРОБАР и ЛЮВИНЬ. Эксперимент проводится следующим образом. Участники записывают слова в два столбика, ведущий называет две полярные характеристики слов, участники записывают данные характеристики под словом, с которым они его соотносят.

Слова-характеристики:

Доброе — злое
Мужественное — женственное
Сильное — слабое
Коричневое — желтое
Округлое — угловатое
Активное — пассивное
Хорошее — плохое
Красное — розовое
Светлое — темное
Большое — маленькое
Легкое — тяжелое

Затем участники озвучивают характеристики, которые они «прикрепили» к словам.

Упражнение 4. Кисть волшебника

Участников просят нарисовать слова-звукообразы: ВРОБАР и ЛЮВИНЬ.

Упражнение 5. Слова по заказу

Составить звукообразы, которые соответствовали бы определениям:

Тихое и звонкое
Спокойное и яркое
Глубокое и сильное
Слабое и твердое
Мягкое и глубокое

Назвать их.

Упражнение 6. Переводчик

Участникам необходимо прослушать историю, постараться понять, о чем в ней идет речь.

Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

— Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились, а Калуша волит:

— Оёё, оёё! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучели. Бутявка взребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

— Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

— Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые!

Пуськи бятые!

(Л. Петрушевская)

Ведущий. Эту необычную сказку сочинила писательница Людмила Петрушевская. Попробуем ее понять вместе с вами.

— Кто главные действующие лица сказки?

— Какого рода главная героиня?

— Что делает главная героиня на протяжении сказки?

— Что делают остальные герои?

— Как характеризует бутявка калушат?

— Как бы вы охарактеризовали героев сказки с точки зрения их характеров?

— Как бы вы перевели содержание сказки на русский язык?

Упражнение 7. Оцени словечко

Необходимо дать оценку словам родного языка по пятибалльной системе: ЛИЦО — ЛИК — МОРДА — ХАРЯ — РОЖА.

Обосновать поставленную оценку.

Шеринг. Выводы

Ведущий. Каждый из вас сегодня побывал в роли исследователя. Материал для исследования у нас был необычным: мы анализировали звуки речи. Общение между людьми начинается с мелочей. И одна из этих мелочей — звуки, из которых состоят слова нашего языка. Они имеют смысл, они имеют значение, и этот смысл — наряду с тем, что человек говорит, влияет на то, каким в дальнейшем будет общение.

   Слова не звук пустой,
Наполненные смыслом,
Они в траве густой
Прорвутся птичьим писком.
   В небесной синеве,
Расцвеченные солнцем,
Расскажут о весне
Нам птичьим колокольцем.
   Есть в звуках вечный смысл,
Исконное свеченье.
К ним сердцем прикоснись —
Раскроется значенье...

Лариса НОВИКОВА,
доктор педагогических наук,
Москва