Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2006


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с потрясающим человеком. Его зовут Алексей Сушенцов, и проживает он в небольшом белорусском городке Светлогорск. Волею судеб Алексей оказался в инвалидной коляске, но не замкнулся в себе, остался активным членом общества. Талант его многогранен и находит применение в различных областях деятельности. Алексей в собственной квартире создал студию звукозаписи, пишет замечательные песни, музыку, сотрудничает с местным и республиканским телевидением, создает социальную рекламу, является активным членом Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников. Благодаря его усилиям в Светлогорске местные власти начали уделять более пристальное внимание проблемам инвалидов-колясочников, во многих общественных местах появились подъездные пандусы, в строительстве бордюров учитывается приемлемая для передвижения на коляске высота и пр.
Около года назад Алексей загорелся идеей создания проекта работы с детьми с целью познакомить их с проблемами инвалидов, чтобы воспитывать цивилизованный подход к таким людям, а также помочь социализации людей с ограниченными возможностями в обществе. Так родилась представленная ниже программа. Вступительное слово к программе написано Алексеем и, на мой взгляд, достаточно полно и подробно раскрывает основную концепцию программы, необходимость подобной работы с детьми на данном этапе развития общества.

Елена Белинская

«Я такой же, как все»

Проект работы с детьми младшего школьного возраста

Не секрет, что программа жизни закладывается в детстве. Объяснение многих людских поступков во взрослой жизни можно найти в проблемах детства. Оттуда же, в частности, и отношение современного человека к инвалидам. Мы с детства не привыкли воспринимать людей с ограниченными возможностями как полноправных членов общества, часто даже не подозреваем о тех проблемах, с которыми они сталкиваются изо дня в день. Как следствие, нормальным является пристальное разглядывание человека с особенностями передвижения, зрения и т.п. или, наоборот, отсутствие внимания к нему.

Когда человек становится личностью, оказывается, что зачастую у него отсутствует понимание, что инвалидность — данность всех времен, что от этого не застрахован никто и что эту категорию людей необходимо воспринимать нормально. Ребенок, вовремя и правильно воспринявший информацию о понятиях «инвалид» и «инвалидность», узнавший о потребностях и проблемах таких людей, в будущем станет адекватно и цивилизованно реагировать на это явление. Так, став инженером-строителем, он при проектировании здания лишний раз задумается о том, все ли сделано для удобства людей с ограничениями; чиновник с большим пониманием отнесется к проблеме инвалида и решит вопрос, входящий в его компетенцию...

Цель проекта: осознание детьми проблемы людей с ограниченными возможностями и нахождение путей адаптации таких людей в социуме.

Задачи:

— познакомить детей с понятием «инвалид» или «человек с ограниченными возможностями»;

— предоставить детям информацию о трудностях, с которыми сталкивается инвалид в повседневной жизни;

— объяснить, что инвалиды — полноправная часть общества;

— корректировать боязливость в отношении инвалидов у детей;

— формировать позицию «что я могу сделать сейчас» и «чем я смогу быть полезен, когда стану взрослым»;

— пропагандировать «неопекунское» поведение по отношению к людям с ограниченными возможностями.

Методы работы

Игры, беседы в школах. Реализация идеи происходит в начальных классах средних школ в виде специально разработанных игр.

Практическая и социальная значимость проекта:

— овладение знаниями о проблемах инвалидов;

— изменение (формирование) позиции с «чужой» на «свой, нуждающийся в большем внимании»;

— осознание того, что от инвалидности не застрахован никто;

— формирование осознания необходимости помощи и внимания к инвалидам со стороны как чиновников, так и простых людей.

Игра «Космическое путешествие»

Задачи:

— знакомство детей друг с другом и c ведущим;

— осознание проблемы слабослышащих и глухонемых;

— развитие умения понимать друг друга без слов.

Материалы:

— карточки с названиями персонажей;

— материалы для рисования;

— кассета с записью спокойной музыки.

ХОД ИГРЫ

1. Имя и движение

Каждый из участников по очереди говорит свое имя и показывает какое-либо движение: «Меня зовут ... и я делаю так...» Следующий участник повторяет имя и движение предыдущего(их) участника(ов), а затем говорит свое имя. Завершает круг ведущий, который должен повторить все имена и движения участников.

Ведущий говорит, что с другой планеты получен и расшифрован сигнал от разумных существ. Для того чтобы туда отправиться, необходимо выучить язык жителей этой планеты. Но вначале необходимо проверить, как будущие космонавты умеют понимать друг друга без слов.

2. Любое число

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Ведущий командует: «Три-четыре!» Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть.

Игру лучше всего прекратить после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.

3. Космическое крушение

Команда космических исследователей отправляется в космос, однако в пути произошли непредвиденные события, и космический корабль потерпел крушение на незнакомой планете. На планете также оказались разумные существа, однако их язык был для землян неизвестен. Жители планеты захватили землян в плен и собрались их казнить.

Задача землян: убедить местных жителей в соей дружелюбности и остаться в живых. Это можно сделать только при помощи жестов.

4. Два государства

Когда вышеуказанная проблема разрешается, то выясняется, что жителей этой планеты постигло несчастье: незадолго до прилета землян на планету приземлился другой корабль. Из него вышли страшные существа и напали на жителей планеты.

Инструкция. До нападения на планете существовало два государства — Красное и Желтое. В каждом государстве есть свой правитель, кабинет министров и простые жители. Однако после войны все жители обоих государств потеряли свои дома и никак не могут понять, где же находятся их столицы и правительства. Для того чтобы навести в обоих государствах порядок, необходимо найти место каждого жителя в столице и ничего не перепутать.

Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих государств. Давайте попробуем разрешить возникшую перед ними проблему. Каким образом мы будем это делать? Сейчас вы по очереди вытянете карточку и узнаете, какая роль вам достанется. Цвет надписи на карточке подскажет, к какому государству вы относитесь. Важнейшее условие — никому не показывайте свою карточку! Посмотреть карточки можно только по моей команде.

Примерный набор карточек:

1. Глава государства.

2. Жена главы государства.

3. Главный министр.

4. Казначей.

5. Начальник охраны.

6. Конструктор.

7. Начальник пресс-службы.

8. Повар.

Если в группе больше 16 человек, можно ввести дополнительные карточки, например: иностранный посол, солдат, астролог, разбойник, директор театра и т.п.

Карточки раздать каждому участнику рубашкой вверх, или же каждый участник может вытянуть карточку сам из предложенного веера.

Инструкция. Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь... Одновременно поднимите карточки, посмотрите, что у вас там написано, и сразу снова положите их рубашкой вверх. Слева от меня будет располагаться одно из государств, а справа — другое. Я не знаю, какое из них окажется Красным, а какое — Желтым. Ваша задача — навести порядок в государствах. Вам нужно выстроиться в одну шеренгу — каждому в соответствии с выпавшей ему ролью и в нужном государстве. Порядок расположения указан на доске.

На доске ведущий должен заранее написать порядок расположения персонажей в шеренге. Очень важно четко назвать, где располагается крайний персонаж. Например: «Глава государства — слева!» При этом указать рукой на то место, куда должен встать глава одного государства, и на то, куда глава второго государства.

Инструкция. Дорогие жители государств! Помните, что ваша задача — оказаться именно в том государстве, цвет которого вам выпал. Но ведь пока никто не знает, где будет Красное государство, а где Желтое. Для того чтобы определиться, вам надо договориться друг с другом. При этом учтите, что вы не можете друг друга услышать.

Первое условие: вам придется общаться без использования речи — только с помощью жестов. Второе условие: запрещается показывать рукой на предметы красного и желтого цвета, имеющиеся в комнате. Ведь жители государств потеряли возможность различать цвета. Эта способность вернется, если вам удастся найти свое государство. Третье условие: запрещается писать — на бумаге или в воздухе — слова, обозначающие цвет и выпавшую вам роль. Всем ли понятна инструкция? Если да — начинаем!

В процессе игры можно обратить внимание участников, что инструкцией им не запрещено показывать предметы нужного цвета разными частями тела, например относительно ног или носа ничего не было сказано.

После того как обе шеренги выстроятся друг против друга, ведущий предлагает игрокам предъявить доставшиеся им карточки и назвать свою роль. Тем самым выявляется успешность или неуспешность выполнения задания.

Радостные жители планеты в благодарность ремонтируют корабль землян и дарят каждому землянину специальный аппарат, помогающий понимать другие языки.

5. Цель достигнута

Путешествие землян благополучно продолжается, они знакомятся с жителями планеты, приславшей сообщение, приглашают их в гости на Землю.

Ведущий предлагает каждому путешественнику оставить для своих новых друзей рисунок о Земле или о путешествии, которое совершили отважные земляне.

6. Рефлексия

После игры проводится обсуждение. Задаются вопросы:

— Какие чувства вы испытывали, имея возможность общаться только жестами?

— Что оказалось самым трудным?

— Какие способы взаимодействия с другими участниками вы использовали?

— Кто, по вашему мнению, нашел удачные способы договориться без слов?

— Легко ли понимать других людей без слов?

— Легко ли передавать другим людям свои мысли без слов?

— Встречали ли вы людей, которые могут общаться только при помощи жестов?

— Как мы можем им помочь?

Елена БЕЛИНСКАЯ,
педагог-психолог ДУ № 389
Алексей СУШЕНЦОВ,
композитор,
член Белорусской ассоциации
инвалидов-колясочников,
г. Минск

Окончание следует

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина «МегаполисМама». Посетив сайт интернет магазина «МегаполисМама», который располагается по адресу http://MegapolisMama.ru, Вы сможете купить детские коляски, люльки, автокресла, развивающие игрушки, подгузники, пустышки, манежи и многие другие товары для ребенка. Удобный рубрикатор, подробные описания и фотографии всей представленной на сайте продукции помогут быстро найти требуемый товар. Скидки, выгодные цены, возможность безналичного расчета платежа и доставка заказа по всей России позволят совершить покупку, с экономией Ваших денег и времени.