КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по курсу лекций О.В. Хухлаевой
«РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ:
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ»
Уважаемые слушатели курсов повышения
квалификации!
Контрольная работа должна быть отправлена до
25 ноября по адресу:
Педагогический университет «Первое сентября»,
ул. Киевская, д. 24, г. Москва, 121165.
Если вам пока не известен ваш идентификатор, не
заполняйте это поле.
Комментарии
Бланк для выполнения тестовых заданий
№
вопроса |
ответ |
№
вопроса |
ответ |
1 |
а б в г д |
11 |
а б в г д |
2 |
а б в г д |
12 |
а б в г д |
3 |
а б в г д |
13 |
а б в г д |
4 |
а б в г д |
14 |
а б в г д |
5 |
а б в г д |
15 |
а б в г д |
6 |
а б в г д |
16 |
а б в г д |
7 |
а б в г д |
17 |
а б в г д |
8 |
а б в г д |
18 |
а б в г д |
9 |
а б в г д |
19 |
а б в г д |
10 |
а б в г д |
c |
c |
Контрольная работа № 1 состоит из 19
тестовых заданий и одного практического. Оценка
контрольной работы будет проводиться по системе
«зачет/незачет». За каждый правильный ответ
теста начисляется 1 балл, за практическое задание
– от 0 до 5 баллов. Максимальное количество баллов
– 24 (19 – за тестовую часть и 5 – за практическую).
Для того чтобы работа была зачтена, необходимо
выполнить все задания и набрать не менее 14 баллов
(не менее 12 за тест и не менее 3 за практическое
задание). |
|
I. Тестовые задания
Тест содержит 19 вопросов. К каждому вопросу
предложено несколько вариантов ответов, из
которых необходимо выбрать один, наиболее полно
отражающий содержание вопроса. Выбранный ответ
обведите в бланке кружочком.
1. Какова цель школьной психологической
службы:
а) содействие развитию учащихся в процессе
школьного обучения;
б) создание условий для успешного обучения
детей в школе;
в) создание условий для гармоничного развития
учащихся в целом;
г) обеспечение гармоничного развития учащихся
в процессе школьного обучения;
д) создание условий для гармоничного развития
учащихся в процессе школьного обучения.
2. Какой из компонентов психологического
здоровья содержит в себе необходимость принятия
ребенком самого себя и окружающих людей:
а) развивающий;
б) социально-культурный;
в) инструментальный;
г) аксиологический;
д) потребностно-мотивационный.
3. Какие нарушения психологического
здоровья являются следствием нарушения развития
в раннем возрасте:
а) страхи и защитная агрессивность;
б) социальные страхи и деструктивная
агрессивность;
в) страх взросления и компенсаторная
агрессивность;
г) страх самовыражения и демонстративная
агрессивность;
д) страх самоопределения и отрицающая
агрессивность.
4. Как взаимосвязано психологическое и
физическое здоровье человека:
а) никак не взаимосвязано;
б) физически здоровый человек здоров
психологически;
в) психологически здоровый человек здоров
физически;
г) разные ученые придерживаются различного
мнения по этому вопросу;
д) психологическое здоровье есть предпосылка
здоровья физического.
5. Психоаналитически ориентированная
педагогика считает, что отставание ребенка в
учебе и недисциплинированность являются
следствием:
а) неправильных действий родителей;
б) неправильных действий педагогов;
в) бессознательных конфликтов ребенка;
г) недостаточной усидчивости ребенка;
д) плохого характера ребенка.
6. Какова цель групповой работы с
родителями:
а) психологическое просвещение родителей;
б) помощь родителям в осознании своих
воспитательных ошибок;
в) установление доверительных отношений с
психологами;
г) формирование общего воспитательного «поля»
вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность
воздействий взрослых в его отношении;
д) обучение родителей эффективным методам
взаимодействия с детьми.
7. Какие методы работы следует
использовать при взаимодействии с родителями на
первоначальном этапе:
а) с опорой на материал, интересный для
родителей;
б) знакомые, известные по предыдущему
жизненному опыту;
в) активные;
г) новые, ранее родителям незнакомые;
д) с учетом актуальных проблем детей.
8. Почему необходимо мотивировать
родителей к взаимодействию с психологом:
а) у родителей мало времени, они займут его
чем-то более важным, чем беседы с психологом;
б) родители часто не проявляют интереса к
личностному развитию детей;
в) родители не знают, чего им ждать от встреч с
психологам, не понимают необходимости этого;
г) родители путают психолога с психиатром;
д) родители стремятся воспитывать детей так же,
как воспитывали их самих.
9. Что значит умение быть открытым и
конгруэнтным во взаимодействии с родителями:
а) открытое высказывание родителям того, что о
них думаешь;
б) умение улыбаться, даже если ты злишься на
родителей;
в) умение осознавать наличие у себя любых
негативных и позитивных чувств, принимать их и
выражать адекватно ситуации;
г) умение осознавать у себя негативные чувства
и постараться заменить их на позитивные;
д) умение отказаться от негативных чувств в
отношении родителей.
10. Определите оптимальную
последовательность включения информационных
методов с точки зрения повышения активности
участия в них родителей:
а) информационные тексты, информационные
лекции, устные информационные сообщения;
б) информационные тексты, устные
информационные сообщения, информационные
лекции, информационные задания;
в) информационные лекции, информационные
тексты, устные информационные сообщения;
г) информационные задания, информационные
тексты, информационные лекции, устные
информационные сообщения;
д) информационные методы: информационные
тексты, устные информационные сообщения,
информационные лекции.
11. Определите оптимальную
последовательность включения проблемных
методов с точки зрения повышения активности
участия в них родителей и понижения уровня
знакомости:
а) проблемные лекции, тренинги, круглые столы,
детско-родительские мероприятия;
б) проблемные лекции, детско-родительские
мероприятия, круглые столы, тренинги;
в) тренинги, проблемные лекции, круглые столы,
детско-родительские мероприятия;
г) проблемные лекции, круглые столы, тренинги,
детско-родительские мероприятия;
д) проблемные лекции, круглые столы,
детско-родительские мероприятия, тренинги.
12. Что представляют собой устные
информационные сообщения:
а) достаточно короткие выступления психолога в
процессе родительского собрания;
б) сообщение родителям какой-либо краткой
информации на перемене;
в) информирование родителей о трудностях в
развитии ребенка;
г) предоставление родителям значимой
информации на психологическом семинаре;
д) часть консультативной беседы, посвященная
информированию родителей об актуальном
состоянии ребенка.
13. В чем принципиальное отличие
информационной лекции от информационного
сообщения:
а) в более актуальной информации;
б) для ее проведения необходимо приглашать
постороннего специалиста;
в) для их проведения необходимо специально
приглашать родителей;
г) в большей открытости родителей;
д) в большем сопротивлении родителей.
14. Что такое «проблемная ситуация»:
а) ситуация, в которой раскрывается важная
проблема;
б) наличие у человека внутренней потребности к
получению новых знаний, открытию новых способов
действия;
в) наличие у человека интереса к какому-то
вопросу;
г) наличие у человека желания изучать материал;
д) ситуация, проблемная для родителей.
15. Какую пользу могут принести психологу
проблемные лекции:
а) дать возможность познакомиться с родителями;
б) установить с родителями доверительные
взаимоотношения;
в) завоевать уважение родителей;
г) показать родителям свой профессиональный
потенциал;
д) помогут узнать мнение родителей по тем или
иным значимым темам.
16. Как мотивировать родителей к изменению
стереотипов воспитания:
а) убеждать их в этом;
б) показывать на их детях, что их методы
воспитания неэффективны;
в) информировать об эффективных методах
воспитания;
г) включать в проблемные методы;
д) приглашать на индивидуальные консультации.
17. Чем отличается круглый стол «с рамкой»
от других методов работы с родителями:
а) активизирует родителей;
б) позволяет проявить активность тем родителям,
кто этого хочет, и сохранить позицию слушателя
тем, кто к этому не готов;
в) позволяет психологу лучше узнать родителей;
г) позволяет родителям познакомиться друг с
другом;
д) позволяет классному руководителю по-новому
увидеть родителей.
18. Какова в этом методе роль классного
руководителя:
а) он является участником встречи, что дает ему
возможность выйти из привычной учительской роли,
проявить чисто человеческие качества,
познакомиться с родителями также в новых, более
открытых позициях;
б) он является соведущим, помогает психологу
вести встречу;
в) он является наблюдателем, старается как
можно больше узнать о родителях;
г) он сидит в стороне, старается не мешать
родителям раскрыться;
д) он ведет встречу, а психолог ему помогает.
19. Что является критерием эффективности
использования проблемных методов:
а) если родители получат материал по важной для
себя проблеме;
б) если родители проявят интерес к
психологическим знаниям;
в) если родители обратятся к поиску ранее
непривычных способов воздействия на своего
ребенка;
г) если родители станут более внимательными к
своему ребенку;
д) если родители разрешат все свои проблемы с
воспитанием ребенка.
II. Практическое задание
Разработайте и проведите одно
групповое мероприятие для родителей
и опишите его по следующей схеме:
1. Возраст детей, класс, основные проблемы и
ресурсы класса.
2. Тема, предлагаемая для мероприятия.
Обоснование ее актуальности для данного
возраста и класса.
3. Выбранная форма, обоснование выбора.
4. Форма приглашения родителей (устная по
телефону, письменная с помощью объявления и т.п.).
Текст приглашения. Процент родителей,
откликнувшихся на приглашение.
5. Подробный сценарий встречи.
6. Организация пространства встречи: как и
где сидели родители, психолог, в каком кабинете и
т.п.
7. Самоанализ встречи: что родителям
понравилось, что было трудно слушать.
Собственные трудности и находки.
8. Мысли и чувства, которые возникли после
проведения встречи.
Практическое задание необходимо выполнить на
отдельных листах в печатном виде или разборчивым
почерком. В представленных материалах
необходимо раскрыть все восемь пунктов плана. |