Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2006


ИГРОТЕКА

КЛАДОИСКАТЕЛИ

Данная игра проводится с педагогическим коллективом в начале учебного года и позволяет настроить коллектив на совместную деятельность, обучает приемам эффективной работы в команде. Она помогает улучшить атмосферу в коллективе, снять напряженность, эмоциональную скованность.

Наиболее оптимальное количество участников игры — 10–12 человек. Если коллектив достаточно большой, для каждого упражнения можно выбирать новый состав участников, которые будут преодолевать препятствие. Остальные члены команды становятся активными болельщиками.

Игру лучше всего проводить на открытом воздухе, например на детской площадке или в парке, сквере, в лесу, если имеется такая возможность.

Ведущий заранее готовит площадку, на которой будет проводиться игра: натягивает веревки, делает дорожки и создает другие препятствия. Накануне игры участников необходимо предупредить о том, что обувь и одежда должны быть удобными, свободными, не стесняющими движений. Лучше всего подойдут джинсы, спортивная одежда, кроссовки или другая удобная обувь на низком каблуке.

Перед началом игры ведущий объявляет участникам, что они становятся кладоискателями и отправляются на поиски сокровища, которое можно найти, только преодолев все препятствия, которые встретятся на пути. Еще одно важное условие — успех преодоления препятствий зависит от того, насколько сплочена команда, ведь невнимательность одного может вернуть всех к началу испытания.

После выполнения каждого задания проводится небольшое обсуждение, в процессе которого каждый желающий имеет возможность поделиться своими мыслями, чувствами с остальными участниками.

В конце каждого испытания команда получает часть карты, на которой нарисовано, где находится клад. В итоге из отдельных кусочков мозаики складывается общая картина. На карте можно изобразить схему места, где спрятан клад, или написать о его местоположении. В качестве клада может послужить чаепитие, которое организовывается в одном из школьных (или дошкольных, если игра проводится с коллективом детского сада) помещений. Если игра проходит с выездом на природу, то все необходимое для чаепития прячется в определенном месте, обозначенном на карте.

ХОД ИГРЫ

1. Вход в пещеру

Ведущий. Вы сейчас отправляетесь на поиски клада, найти который можно, лишь пройдя сквозь гору Желаний. Только ваше общее желание преодолеть все препятствия и найти клад может открыть путь к сокровищу. Первое испытание, которое вам предстоит, — это вход в пещеру.

Все участники становятся в круг, берутся за руки. У ведущего наискосок через плечо висит сшитая корсажная лента (диаметром примерно 110 см). Каждому участнику нужно попытаться каким-нибудь образом передать корсажную ленту на плечо рядом стоящего участника. Через ленту можно переступать либо перебрасывать ее через голову, не разъединяя рук. Помощь соседей при этом допускается.

Упражнение проходит до тех пор, пока каждый из участников не «пройдет» через ленту и она не вернется к ведущему с другой стороны круга.

Для усложнения задания можно сложить ленту пополам и «пройти» круг аналогичным образом еще раз.

2. Пещера сталактитов

Ведущий. Вы оказались в пещере. По полу всей пещеры растут необычные сталактиты. Пройти пещеру можно, только не задев ни один из них. Если же кто-либо из вас заденет сталактит, начнется сталактитовый дождь, и вы вынуждены будете вернуться в начало пещеры. В пути вам необходимо помнить о тех, кто идет за вами, и не торопиться, ведь здесь важна не скорость, а аккуратность и внимание друг к другу.

Участники становятся в общую шеренгу и связывают вместе ноги (правая нога первого участника, левая — второго, правая — второго, левая — третьего и так далее). Затем такой шеренгой все должны по очереди переступить через 3–4 веревки, натянутые на расстоянии примерно 50 см одна от другой и 70–90 см от земли, причем высота веревок каждый раз разная. Главное условие — не задеть ни одной веревки. Если веревка задевается, вся команда возвращается и начинает заново.

Как правило, пройти это препятствие удается далеко не с первой попытки. Здесь очень важно первым участникам помнить о тех, кто идет за ними, иначе цепочка начинает слишком растягиваться, теряется равновесие и задевание веревки неизбежно.

3. Подземный тоннель

Ведущий. Вы прошли сталактитовую пещеру и оказались в очень темном тоннеле. Так случилось, что фонарики захватили только некоторые из вас, и именно они могут помочь остальным пройти этот тоннель и не заблудиться.

Участники разбиваются на две равные части: половине завязывают глаза платком (ведомые), половина становятся ведущими. На земле веревкой (можно привязать веревку к специальным колышкам, вбитым в землю) заранее обозначается затейливая дорожка, по которой каждый ведущий должен провести своего ведомого. Помогать ведомому можно только вербально, не прикасаясь к нему и оставаясь в начале дорожки. Во время прохождения участниками испытания члены команды не имеют права помогать ни ведущему, ни ведомому. Ведомые с завязанными глазами по очереди проходят препятствие.

4. Болото

Ведущий. Вы оказались еще в одной пещере. Земля в ней очень коварна, и пройти пещеру можно, лишь ступая в определенные места, как по кочкам на болоте. Очень важное замечание: когда вы начнете свой путь, на каждой кочке, по которой вы уже начали идти, должна находиться чья-либо нога, иначе кочка исчезает и идущему за вами будет намного сложнее пройти через пещеру.

Роль кочек выполняют выложенные в ряд на некотором расстоянии небольшие дощечки или листы бумаги формата А4. Задача последнего из идущих — забирать пройденные «кочки» с собой.

В этом задании каждому участнику также очень важно помнить об остальных своих товарищах, иначе, как только дощечка остается пустой, она изымается ведущим и таким образом расстояние между «кочками» существенно увеличивается.

5. Скала

Ведущий. Наконец-то вы прошли всю гору и оказались на другой ее стороне. Вам осталось только подняться по скале вверх и найти там клад.

Все участники становятся на заранее приготовленную доску или бревно. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

6. Чаепитие

Участники складывают вместе все части карты и определяют, где находится клад. После того как клад найден, устраивается общее чаепитие, и игра заканчивается.

(По материалам обучающего семинара
Ольги ШИБКО,
преподавателя БГУ и АПО г. Минска)
Елена БЕЛИНСКАЯ,
педагог-психолог ДУ № 389,
г. Минск,
Республика Беларусь