Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2006


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ЗЕЛЕНЫЙ  ЗАНАВЕС

Бизнес-образование для школьников

Счастье не в том,
чтобы делать всегда, что хочешь,
а в том, чтобы всегда хотеть того,
что делаешь.

Л. Толстой

с 15 сентября в Москве началась реализация нового образовательного проекта «Зеленый занавес»: бизнес-образование для школьников».

В условиях возрастающих социальных и информационных нагрузок особенно остро встает проблема профориентации. Постоянно меняющиеся условия, быстрый темп жизни больших городов, высокие нагрузки не позволяют школьникам и их родителям сделать однозначный выбор нужного профиля обучения. И главным в связи с этой проблемой становится развитие активной, самостоятельной, инициативной личности, которая может легко приспособиться к меняющимся условиям жизни, быстро обучаться и видеть перспективные направления.

Бизнес-обучению школьников и студентов был посвящен специальный круглый стол, состоявшийся в Госдуме в июле 2006 года. На нем отмечалось, что до 30% молодых людей (а в педагогике и медицине — до 50%) не идут работать по полученной специальности. Это значит, что они изначально сделали неверный выбор профессии. Многие выпускники не обладают практическими навыками работы в трудовом коллективе, не имеют знаний в области управления и делового общения. Работодатели вынуждены идти на большие дополнительные расходы, чтобы доучивать молодых специалистов.

Исправить положение должны специально разработанные проекты и программы, в числе которых образовательный проект «Зеленый занавес».

Проект «Зеленый занавес» состоит из нескольких образовательных программ, которые написаны с учетом возраста школьников, специализации, уровня знаний и подготовки. Он реализуется непосредственно самими школьниками с помощью психологов, бизнесменов, менеджеров, педагогов и родителей.

Основными задачами проекта являются: профессиональное самоопределение, формирование и развитие личностных качеств, развитие навыков общения, формирование умений и навыков, необходимых для успешного ведения профессиональной деятельности в сфере бизнеса.

Школьникам предоставляется возможность на практике попробовать реализовать свое дело. Участники придумывают командный проект, над которым они будут работать в течение тренинга. Например, школьники решают, что они будут делать свой ресторан. Они придумывают идею ресторана, рекламу, дизайн, меню и пр. Распределяют роли в организации своего дела, прописывают бизнес-план, оценивают эффективность своей работы и многое другое.

Содержание каждого дня тренинга предполагает: разминку, динамические игры и упражнения, работу над темой дня, обсуждение и закрепление темы, рефлексию, работу над командным проектом. Разные темы проводят разные специалисты: психолог, менеджер, предприниматель и др.

Ниже представлена работа над темой «Постановка целей».

ТЕМА «ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ»

Время работы: 2 часа.

Участники: учащиеся 10–11-х классов.

Основное содержание. Чем отличаются личные и командные цели? Как не «потеряться» в лавине разных дел и заданий? Что необходимо выполнять в первую очередь? Как правильно спланировать свое рабочее и личное время для того, чтобы достичь личных и профессиональных целей? Как правильно формулировать цель для окружающих?

Примечание. упражнения могут быть использованы как элементы отдельного тренинга «Планирование и целеполагание», а также как часть любого тренинга личностного роста.

CЦЕНАРИЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

1. Введение

Цель: ввести в проблему, дать представление о понятиях «мечта», «цель».

Ведущий. Я прочитаю вам отрывок из книги.

«Фантазии, мечты — это здорово. Но ведь это еще не все. Если твоя жизнь — это воплощение твоих мечтаний, то тебе просто придется разложить свою мечту на цели. Ведь мечта настолько глобальна, что, глядя на нее, сразу понятно: для ее осуществления нужно сделать много вполне конкретных шагов. И каждый шаг будет заканчиваться достижением какой-то цели.

Один из моих знакомых занимается бизнесом. Начал он с нуля, затем нашел партнеров за границей и стал поставлять цемент из России. Заработал на этом много денег. Затем у него появилась цель — купить цементный завод, один из самых крупных в России. Но денег на эту покупку у него не то что не хватало, просто не было — то, что он заработал до этого, просто мелочь по сравнению с требуемой суммой. Тогда он поговорил со своими зарубежными партнерами, и они согласились профинансировать эту покупку на условиях, что они станут владельцами, а его компания будет управлять. Когда начались торги по заводу и конкуренты начали повышать цену, иностранные партнеры отказались от сделки. Он остался без финансирования.

Кажется — все, мечта стала иллюзией. какая покупка без миллионов долларов? Ведь так? Нет. Потому что мой знакомый очень хотел купить этот завод. И он поставил себе цель: сделать конкурентов на торгах своими инвесторами. Он стал блефовать — продолжал повышать и повышать цену, и в какой-то момент его конкуренты пришли к нему и предложили сделку: они покупают завод за свои деньги, а его компания становится управляющей. И он согласился. Теперь он — владелец завода. Я видел это предприятие. Я стоял на вершине горы, и вся земля до горизонта вправо и влево принадлежала ему. А посередине этой равнины стоял огромный завод. И этот завод принадлежит наполовину ему. Вот такая история достижения своей мечты через смело поставленные цели» (Геннадий Павленко. «Фантазии, мечты и цели»).

И таких примеров можно привести тысячи. А вы умеете ставить цели и идти к своей мечте?

Давайте попробуем сформулировать свои цели письменно.

2. Упражнение «Мои цели»

Цель: сформулировать цели в командной работе над проектом.

Материалы: листы бумаги А4 для каждого участника, ручки.

Ведущий. Разделите лист бумаги на две части (слева — заполняется сразу, справа — позже, после проработки теории).

Напишите на листочке три цели:

1. Конкретную рабочую: что необходимо сделать для эффективной реализации командного проекта.

2. Связанную с работой с коллегами: что необходимо поручить другим для эффективной реализации командного проекта.

3. Собственного профессионального развития: что мне необходимо делать в этом проекте, для того чтобы профессионально вырасти, получить хороший жизненный опыт.

Мы сейчас не будем обсуждать, как вы выполнили задание, что у вас получилось. Отложите листы (они вам еще понадобятся) и возьмите чистый.

3. Упражнение «Образ моей цели»

Цель: отобразить личную цель в виде образа.

Материалы: листы бумаги А4 для каждого участника, цветные карандаши, фломастеры.

Ведущий. Представьте любую личную цель в виде образа. Например, чего бы вы хотели достичь в скором времени. Образ может быть абстрактный (солнышко, гора...) или конкретный («пятерка» в дневнике, магнитофон, др.).

Как видите, личные цели гораздо проще изобразить, чем цели, связанные с командной работой.

Из этого упражнения можно вывести и различия между мечтой и целью. Как вы думаете, какие образы символизируют мечту, а какие цель? (Ответы участников.)

Да, цель, в отличие от мечты, реально достижима, и ее можно вполне конкретно описать или зарисовать (конкретные образы).

Например, как я узнаю, что я научился хорошо писать романы? Я сам буду с удовольствием читать свои тексты, и люди будут говорить мне, что у меня получается здорово. Мои книги будут продаваться большими тиражами в России и за границей. Все это вполне конкретно и реально.

Цель — это результат размышлений логичного ума. Мечта — это плод неразумного мышления. Если мы будем строить свою жизнь только с помощью ума, то нам некуда будет стремиться, потому что мечты уму неподвластны. И лишь совместная работа мечты и конкретной цели может сделать нашу жизнь творческой и реалистичной.

4. Работа с раздаточным материалом, теория и дискуссия

Цель: научиться различать личные и командные цели; получить знания о постановке командной цели.

Материалы: раздаточные листы по SMART (см. приложение).

Вопросы для обсуждения. Как вы понимаете, чем отличается мечта от цели? Какие бывают цели? Каковы отличия личной цели от целей в команде (на примере выполненных упражнений)?

Как вы думаете, каким требованиям должны отвечать те цели, которые мы ставим? (Подвести к основным условиям.)

Ведущий. Как вы видите, основные характеристики цели — это: конкретность, измеримость, достижимость, согласованность, привязанность ко времени. SMART — это специальная техника постановки целей «по-умному». Посмотрите в свои раздаточные листы. Давайте разобьемся на небольшие подгруппы и потренируемся ставить цели, учитывая эти характеристики.

5. Игра «Доставка кексов на самокатах»

Цель: отработать правильную постановку цели в командной работе.

Ведущий. Вы — сотрудники небольшой транспортной компании, которая занимается перевозками продукции клиентов (кексов) строго определенными транспортными средствами — самокатами. В вашей компании 4 человека. Вам необходимо:

1. Придумать название компании.

2. Распределить роли — должности могут быть выбраны по вашему усмотрению; продумать внутреннюю структуру и все остальное, что вы сочтете необходимым

3. Прописать цели: основную (генеральную); цели каждого сотрудника в компании.

4. Оцените цели по SMART.

6. Дискуссия

Цель: получить рекомендации по постановке целей.

Материалы: раздаточные листы по постановке цели (см. приложение на с. 14).

Вопросы для обсуждения. Что включает в себя конкретная цель? Что обязательно нужно указывать при постановке цели (дата, результат, ресурс)?

Ведущий. Посмотрите на те цели, которые у вас написаны в раздаточном материале, и обратите внимание, что:

– все предложения начинаются с глагола совершенного вида;

– в одном предложении указан только один результат;

– везде указана дата завершения работы;

– все максимально конкретно.

Это поможет вам в выполнении контрольного задания по теме.

7. Упражнение на постановку задач «Новое поручение»

(по типу испорченного телефона)

Цель: отработать полученные навыки по теме; получить обратную связь по постановке цели.

Материалы: видеокамера, телевизор, бланк с текстом поручения, бланки наблюдений на каждого участника (см. приложение).

Один участник остается в комнате, остальные будут ждать за дверью.

Инструкция для участников, находящихся за дверью. Не будьте активными, не задавайте вопросов. Постарайтесь запомнить то, что вам скажут. Сейчас каждый по очереди зайдет в комнату, примет задание и передаст его дальше.

Инструкция для оставшегося в комнате водящего. Ты сейчас получишь бланк с текстом. Прочитай внимательно, не спеши. Когда будешь готов, мы позовем сотрудника, которому ты дашь поручение (раздаточный материал для «Нового поручения», см. приложение).

Снимаем ход игры на камеру. В процессе игры ничего не обсуждаем. Подробно расспрашиваем последнего «подчиненного», как он понял задачу и что собирается делать.

Вопросы для обсуждения. Как трансформировалась задача? Какие компоненты исчезли в первую очередь? На каких этапах терялась важная информация? Похоже ли на ситуацию, когда получают одно задание, а делают совсем другое?

Ведущий. Теперь посмотрим снятый материал и заполним бланки наблюдений, которые помогут оценить, правильно ли мы ставили цель; усвоили ли сегодняшний материал.

Елена ФИЛИМОНОВА,
психолог СПП «Строгино»,
Москва

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточный материал по SMART

Specific (конкретная) — цели должны быть предельно ясны и конкретны, чтобы все люди, вовлеченные в процесс их достижения, понимали, в чем они состоят.

Measurable (измеримая) — цели должны быть измеримы, чтобы можно было узнать, что они достигнуты. Очень полезно выделить не только конечные, но и промежуточные критерии оценки, чтобы иметь возможность проверить, насколько вы продвинулись в достижении цели.

Achievable (достижимая)цели должны быть достижимы с точки зрения внешних факторов и внутренних ресурсов. При постановке целей вы должны чувствовать, что есть возможность достичь их в оговоренный срок. И в то же время они должны быть достаточно сложны, чтобы было необходимо прилагать усилия для их достижения.

Relevant (согласованная) — цели должны соотноситься с другими, более общими, а также со стратегическими целями и работать на их достижение.

Timebound (определена во времени) — для каждой цели должны быть намечены временные рамки. Требуется определить срок как для конечного, так и для промежуточных результатов.

Раздаточный материал по постановке цели

Примеры целей:

Разработать и внедрить новую систему аттестаций к 15 октября 2007 года, потратив на это не более 10 рабочих дней.

Установить новую систему контроля продаж не позднее 30 октября 2006 года, не превысив установленный бюджет.

Завершить анализ новой системы организации выплаты заработной платы и представить на рассмотрение финансовому директору не позднее 1 декабря 2006 года, не превысив предусмотренные бюджетом отдела затраты.

Рекомандации:

Начните предложение с глагола в совершенной форме (повысить, внедрить, понизить, завершить, устранить, произвести, разработать, приобрести, увеличить, закончить).

В одном предложении укажите только один результат, который должен быть достигнут.

Не забудьте включить дату завершения работы.

Будьте максимально конкретны и указывайте только измеряемые результаты.

Указывайте реалистичные и достижимые цели, однако достаточно сложные для выполнения.

Опишите максимально допустимые рамки стоимости и/или ресурсы, необходимые для выполнения задачи.

Раздаточный материал для «Нового поручения»

Бланк с текстом для первого участника

Вы являетесь руководителем отдела продаж компании «Out windows», занимающейся наружной рекламой. В вашем ведении находится широкий круг вопросов, в том числе переговоры с представителями подрядчиков и клиентов.

Сегодня на совещании вы узнали, что через две недели в компанию прибывает с визитом директор по маркетингу вашего крупнейшего клиента, отвечающий за Россию и страны СНГ, г-н Старр. Цель визита — предварительный анализ итогов финансового года. Вам поручено организовать встречу и работу в компании г-на Старра в течение трех дней.

По опыту вы знаете, что организация подобных визитов требует большого напряжения. Встреча должна пройти на высшем уровне. Г-н Старр является прекрасным знатоком делового этикета и требует соблюдения всех формальностей от своих коллег и партнеров. Кроме того, г-н Старр испытывает глубокий интерес к русской культуре и пользуется любой возможностью пополнить собственные знания о России.

Разработку программы визита вы решили поручить своему подчиненному.

Вам важно довести до сведения подчиненного следующие моменты:

Недельный срок предоставления программы.

Программа содержит подробный список мероприятий.

Официальные мероприятия проводятся с учетом правил делового этикета.

Указана продолжительность каждого мероприятия.

Указан бюджет каждого мероприятия.

Вы пригласили вашего сотрудника к себе для разговора.

Бланк для наблюдателя

Этап беседы +/– Комментарии
1. Спросить подчиненного, над чем он работает    
2. Постановка цели Конкретность цели    
Измеримость    
Достижимость    
Соотношение с другими целями    
Определенность цели во времени    
3. Проверка понимания    
4. Обсуждение необходимых ресурсов    
5. Установление сроков контроля