Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2006


НАШИ ДЕТИ

ОСВОЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Роль ориентировки во времени в школьном обучении

Дифференцировка пространственных и временных отношений между объектами предшествует образованию знаний о функциях и структурах, причинно-следственных связях между явлениями. Развитие пространственно-временной ориентировки можно рассматривать как необходимую предпосылку формирования и развития личности, эффективности ее деятельности в различных сферах жизни.
Одним из важных условий успешности учебной деятельности является правильная ориентировка в текущем времени.

Вчера, сегодня, завтра

Специфичным для времени является отсутствие наглядных форм, с ним нельзя совершать действия. Для восприятия времени у человека нет специального анализатора, поэтому время познается опосредованно, через движение и ритм жизненных процессов или с помощью специального прибора. Непосредственное ощущение длительности, обусловленное внутренним «чувством времени», без вспомогательных средств, в разных видах деятельности выступает как чувство темпа, ритма, скорости.

Знакомство со временем сопровождается усвоением обозначений и мер времени, выработанных людьми. Усвоение таких обозначений дается нелегко, так как они носят условный и относительный характер. То, что было «завтра», становится после ночи «сегодня», а через сутки — «вчера», эта текучесть времени, его незримость крайне затрудняет его вычленение и познание. К полутора годам ребенок понимает «сейчас», похожее на «здесь», позднее «скоро», похожее на «там», «недолго», к трем годам — «сегодня, завтра, вчера». До трех лет ребенок живет «настоящей минутой», эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Память и воображение становятся важнейшими моментами в развитии личности начиная с дошкольного возраста. С трех-четырех лет появляются первые детские воспоминания. Ребенок приобретает, помимо настоящего, прошлое и будущее, то есть целостную временную перспективу.

Детская перспектива в прошлое невелика, поскольку все значимые переживания ребенка связаны только с его «ничейным» личным опытом. Будущее также представляется ему в самом общем виде. Временная перспектива расширяется с возрастом. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста еще не ориентируется во времени в полной мере, есть лишь знание настоящего времени и неясное представление о прошлом времени (это было давно) и будущем.

Значимым является формирование на основе знания временных эталонов переживания длительности временных интервалов, которое проявляется в оценке параметров времени собственной деятельности, своих личных данных, например даты рождения, и ориентировка в текущем времени, последовательности времен года и месяцев. Усвоение временных эталонов позволяет выразить эти отношения в качественных показателях.

Так называемое «чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе практической деятельности, в результате специально организованных упражнений и при усвоении способов оценки времени, при этом оно начинает играть роль регулятора деятельности. В формировании представлений о времени в младшем школьном возрасте значительную роль играет слово, в котором абстрагируются и обобщаются различные характеристики (отрезки времени, меры времени, времена года, календарное время и т.п.). Точность использования детьми этих специальных обозначений зависит от того, каким конкретным содержанием наполнен каждый из временных эталонов, какими основными признаками они характеризуются.

Предмет специального внимания

Какие особенности отражения пространственно-временных категорий в речи можно выявить у детей младшего школьного возраста в ходе школьного обучения? При наблюдении, проводимом в процессе урока, выявляется, что достаточно часто, передавая содержание прослушанного детьми рассказа, они связывают его эпизоды словами «потом», «еще» и «после». Но, употребляя эти слова, они не всегда обозначают ими последовательность событий. Наоборот, не видя возникающей логической несообразности, они часто нарушают эту последовательность, а такое нарушение, которое чаще характеризует отражение временной последовательности, говорит о том, что дети еще не видят логики временных отношений, которая вскрывается труднее, чем логика пространственных.

Значение наиболее трудных для детей временных наречий раскрывается в процессе обучения, что ведет к уточнению их понимания. Данная тонкая дифференцировка временных представлений зависит от общего умственного и речевого развития детей. Своевременное и адекватное формирование понятий о времени у ребенка чрезвычайно важно. в школе, в частности, оно составляет необходимую предпосылку развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также условие, обеспечивающее познавательную деятельность в целом.

Формирование временных представлений, в отличие от пространственных, начинается позднее и имеет свою специфику. Освоение времени осуществляется через практическую деятельность. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность различных видов деятельности. В ходе деятельности на ребенка воздействует сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения играют второстепенную роль. Поэтому в ходе специального обучения нужно организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Другими словами — время должно быть предметом специального внимания детей. В ходе такой деятельности создаются условия для формирования более четких представлений о времени.

Ориентировка во времени дается детям легче, чем освоение временных представлений и понятий. Это связано с процессом становления речи, со спецификой словарного запаса и грамматического строя речи ребенка. Особая роль в этом процессе отводится освоению специальной терминологии. Ее формирование очень тесно связано с усвоением тех обозначений и измерений мер времени, которые существуют у человека (времена года, время суток, месяц, год, неделя, час, минута).

Развитие временных представлений и ориентировка во времени связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей. В дошкольном учреждении основными ориентирами оказываются режимные моменты, эмоционально значимые события, темп деятельности. Специально организованное обучение ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуется, становится более систематичным, осознанным, развивается чувство времени. При переходе из дошкольного учреждения в школу дети должны уметь различать и называть время/части суток, знать их последовательность, последовательно называть дни недели, говорить, какой день был вчера, какой будет завтра.

Если не проводить специальную работу по формированию временных представлений, то получаемые детьми сведения об отдельных временных обозначениях могут остаться на поверхности детского сознания. Так, многие дети шести-семи лет не могут назвать последовательность дней недели, не соотносят месяцы с сезонами года и датами знакомых им праздников, не знают причинной зависимости времен года. Настораживающим является тот факт, что даже среди учеников четвертых классов встречаются дети, которые не могут назвать свой возраст, дату и время года своего рождения, текущий месяц. Хотя к концу дошкольного возраста дети должны твердо знать название текущего месяца и их последовательность, названия времен года, времени суток, дней недели.

Большинство из этих детей (по результатам анализа индивидуальных анкет) не могут ответить на вопросы: «Что такое возраст? Какой бывает возраст?» данная категория определялась ими как собственный рост.

На чувственной основе

Каким же образом помочь ребенку ориентироваться во времени? Начинать надо с ознакомления и усвоения качественных признаков времени, присутствующих в повседневной жизни. Например, «спокойной ночи» говорят, когда ложатся спать, вечером темно, солнца нет и т.д. Организовать жизнь ребенка по определенному режиму — распределению во времени. Например: утро — время завтрака, день — обеда и т.п. Следует разместить выполнение домашних поручений, школьных заданий в последовательном порядке, закрепленном во внешней форме в виде плаката-схемы «Режим дня», планировать дела на день, неделю, отдых во время каникул. Следующим моментом является ознакомление с художественными произведениями, где речь идет о времени, например: со сказкой «Двенадцать месяцев», повестью «О потерянном времени». Полезно рассказывать о различных исторических событиях с привлечением как книг, так и кинофильмов, мультиков и пр.

Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть на переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а также на наблюдениях за явлениями и событиями окружающей жизни.

Н. ДАВИДЕНКО