Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2006


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

Стоит мне повстречать кошку,
как я сажусь на корточки
и начинаю почесывать ей шейку,
приговаривая: «Бедная киска».

Джером К. Джером

Девочки ценят в собаках те же качества,
что женщины — в мужчинах.

Из разговора

Несколько лет назад автору довелось принять участие в совместном российско-французском исследовании, посвященном влиянию домашних животных на подростков различных возрастных групп. Надо заметить, что о возможности влияния животных на психическое и физическое состояние людей известно давно. Так, например, поглаживание кошки ее хозяином способствует нормализации у последнего артериального давления. Животные способны играть положительную роль в динамике здоровья человека и даже способствовать его социализации в обществе. Все чаще медики, дефектологи и психологи, работая с детьми, имеющими выраженную патологию развития, обращаются «за помощью» к лошадям и дельфинам. В начале 1990-х годов ипотерапию для работы с такими детьми и подростками с успехом применял московский специалист профессор Б.А. Архипов.

Факторы воздействия

Одной из задач исследования, проводимого в Москве и Париже, была попытка установить, в какой степени животное, став центром эмоциональной привязанности подростка, может помочь заполнить пустоту в его духовном мире, выстроить социальные отношения. Для систематизации особенностей взаимоотношений подростков с домашними животными и выявления наиболее значимых факторов воздействия таких взаимоотношений на процесс психического развития подростков была разработана специальная анкета. В нее были включены следующие основные разделы:

1) общие сведения (возраст, пол, состав семьи, профессия родителей, условия проживания семьи);

2) отношение к наличию домашних животных в семье, доводы «за» и «против».

Последующие разделы касались только тех, у кого в семье есть кошки или собаки, и определяли факторы выбора животного:

3) функциональный (факторы выбора животного по функциональным связям с человеком);

4) критериальный (предпочтение животного по эстетическим и характерологическим критериям, а также по его отношению к человеку);

5) типологический (предпочтение животного по морфофункциональному и нейродинамическому типу).

Всего в анкете было 11 обобщенных вопросов (не считая раздела, связанного с общими сведениями), некоторые разделы составлены отдельно для владельцев кошек и собак. Вопросы подразумевают как альтернативный ответ («да» — «нет»), так и вопросы с выбором одного из множества ответов.

В соответствии с планом исследований в различных районах Москвы опрошены подростки следующих возрастных групп: 11–12, 13–14, 15–16 лет (примерно по 60 мальчиков и 60 девочек в каждой группе, всего более 300 человек). Треть из них уже имели дома животных, оставшиеся две трети хотели бы их иметь. Кстати, в Париже домашних животных (собак, кошек, птиц, рыб, черепах) имели более половины опрошенных подростков.

И в Москве и в Париже желание иметь домашнее животное уменьшалось по мере взросления подростков. Так, в возрастной группе 11–12 лет желающих было 75%, в группе 13–14 лет — около 70%, в группе 15–16 лет — менее 40%.

Проведенное исследование позволило выявить следующие факты. Наиболее распространены среди домашних животных собаки (46%) и кошки (33%), остальные животные (птицы, рыбы, рептилии, грызуны) составляют 21%. Больше всего животных в семьях бизнесменов и предпринимателей, затем (в порядке убывания) идут семьи ученых и представителей искусства, служащих, рабочих.

В неполных семьях (отсутствуют отец или мать) существует огромная разница между количеством детей, имеющих домашнее животное, и теми, кто хотел бы его иметь, — 21 и 74% соответственно. Здесь наиболее ярко проявляется естественное желание заполнить возникшую пустоту.

Интересно, что в семьях, где есть собаки, другие домашние животные встречаются в два раза реже (16%), чем в тех, где есть кошки (38%). С одной стороны, собаки требуют большего ухода, с другой — больше физического контакта, легче поддаются дрессировке и, соответственно, дают больше удовлетворения от процесса взаимодействия.

При анализе полученных данных индивидуализировались признаки животных: смелость, ум, послушность, общительность, дружелюбие, надежность, любознательность, красота, веселость, забавность — и роль этих признаков по отношению к подростку (эмоциональная, познавательная, функциональная, патронажная).

Анализ корреляции

Когда материалы анкетирования были подвергнуты корреляционному анализу, оказалось, что в глазах подростков взаимосвязаны такие признаки собак, как «смелость» и в то же время «послушность». В свою очередь, признаки «смелость» и «общительность» объединялись как противоположные. Иными словами, по представлению подростков, смелая собака не является общительной, по крайней мере с посторонними людьми. Мальчики выделяют взаимосвязанные признаки «любопытство» и «веселость», девочки — «храбрость» и «надежность». Интересно, что подобные качества взрослая женщина выделяет у мужчины.

Аналогичная матрица была составлена и для кошек. Были выбраны следующие признаки этого животного: ласковость, независимость, любопытство, уютность, ненавязчивость, красота, грациозность, ум, веселость, забавность.

Если говорить о кошках, то, по общему мнению, на первые места выдвигаются пары признаков «любопытство» — «уютность» и «веселость» — «красота». Интересно, что эти признаки связаны отрицательно: получается, что любопытная кошка не создает уюта, а красивая — не имеет склонности к особому веселью.

Далее мальчики выделяют у кошек такие противоположные признаки, как «ласковость» — «ненавязчивость» и «независимость» — «ненавязчивость», а девочки — «ласковость» — «независимость», а также «ум» — «забавность».

По отношению к собакам выделившиеся основные факторы обозначены следующим образом (в порядке убывания):

1) «охрана» (сюда вошли показатели смелости, верности хозяину, общительности;

2) «эмоциональность» (веселость, забавность);

3) «дружественность» (надежность, общительность).

Отдельно у мальчиков за фактором «охрана» выделился фактор, названный «выразительность», куда вошли веселость, любопытство, общительность. У девочек за фактором «охрана» выделялась «эффективность». Последнее подразумевало сочетание двух групп признаков: с одной стороны — смелость, ум, дружелюбие, а с другой — любопытство и ласковость.

Анализ признаков, оцениваемых у кошек, позволил в порядке убывания распределить следующие факторы:

1) «общий» — его назвали так потому, что в него вошли самые общие, типичные признаки кошек (грациозность, независимость, ласковость);

2) «независимость» (веселость, ум, независимость, ненавязчивость, любознательность);

3) «выразительность» (красота, ум, колоритность);

4) «домовитость» (уютность, ласковость, забавность).

Таким образом, у всех обследуемых подростков, независимо от пола, на первое место вышел фактор независимости. У мальчиков далее следуют «домовитость» и «эмоциональность» (ласковость, веселость, забавность); у девочек — «выразительность», «эмоциональность» и лишь затем — «домовитость».

Роль животного

При дальнейшем исследовании были выделены пять ролей, которые могут играть подростки в процессе взаимодействия с животными: эмоциональная, познавательная, функциональная, коммуникативная, патронажная. Эмоциональная роль подразумевает общение с животным, наблюдение за его поведением, вызывающие положительные эмоции. Познавательная — воспитание животного, что способно вызвать интерес к знаниям о животном мире вообще. Функциональная — активная двигательная деятельность в процессе общения с животным, например прогулка с ним, требующая соответствующих энергозатрат и одновременно тренирующая важные физиологические функции у подростка. Коммуникативная — общение с животным, что сродни общению с близкими людьми, оно развивает коммуникативные навыки. Патронажная — необходимость соблюдать режим питания животного, убирать за ним, воспитывать его, ухаживать при заболевании, что дисциплинирует подростка, развивает чувство эмпатии.

Исходя из факта, что главным индивидуальным признаком для собак является храбрость, преданность хозяину и общительность, можно сделать заключение, что для подростка собака — защитник и друг одновременно. Для кошек главные индивидуальные признаки — это независимость, грациозность и любовь к комфорту. Кошка для подростка — элемент эстетического восприятия, а также олицетворение домашнего, семейного комфорта.

В отличие от классификации российских психологов, французские считают, что роль животных в семье может быть представлена в трех основных видах: 1) «структурирующее» животное, помогающее подросткам занять (заполнить) пространство между фантазиями и реальной жизнью;
2) животное — «катализатор» социальных отношений; 3) животное — «заместитель», исполняющий функцию избегания неблагоприятных переживаний.

«Структурирующее» животное способствует психоэмоциональному, психомоторному и моторному созреванию; укрощает агрессивные побуждения; направляет агрессивность в определенное русло. По мнению французских психологов, оно способствует стабильности психического состояния, развивает ответственность, помогает взаимодействию с природой, расширяет представление о собственном Я. Животное этого вида является источником обучения, живой игрушкой, ежедневной тренировкой, опорой существования, средством для поддержания двигательной деятельности, сенсорной стимуляцией, фактором организации времени.

«Катализатор» создает подобие семейной атмосферы, снимает страхи в отношениях с другими людьми. Такое животное является фактором, стимулирующим положительные отношения родителей и детей. Оно уменьшает и регулирует напряжение в семье, становится катализатором межличностных отношений.

«Заместитель» — это объект, на который направляются чувства. Этот своеобразный поглотитель депрессии является предметом заботы и, при необходимости, идеальным «козлом отпущения».

По данным интервью с подростками, в функции «заместителя» животное оказывается чаще всего потому, что является любимым вообще (90%) и товарищем против страхов (60%). В «структурирующей» функции — как фактор стабильности в жизни (80%), вытеснитель агрессивных побуждений (70%), средство социализации (45%). В функции «катализатор» — как фактор регуляции отношений в семье (60%), промежуточный объект в отношениях с окружающими (55%), стимулятор взаимоотношений с родителями (25%).

Таким образом, вне зависимости от того, в каком регионе проводилось исследование, получены схожие результаты, показывающие большую роль домашних животных в социальной интеграции подростков. Животное является не только объектом воспитания, но и его субъектом, поскольку, общаясь с подростком, невольно само его воспитывает. Животное дает ребенку ощущение стабильности, стимулируя чувство ответственности.

Самое главное — животное становится связующим звеном между подростком и родителями, оно помогает общению в семье, снимает назревающие конфликты. В период, когда социальная изоляция может усугубить трудности, с которыми встречаются подростки, животные являются идеальным катализатором межличностных отношений.

Вадим РОДИОНОВ,
доктор педагогических наук

Спонсор публикации статьи: Ветеринарная клиника на интернет портале ZooNeW.ru. Клиника предоставляет круглосуточные услуги по вызову ветеринара на дом, лечение в ветеринарной клинике для животных всех видов, послеоперационное содержание и косметические услуги для Ваших любимцев