Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРИВИВКА ОТ СТРЕССА

Профилактика негативных последствий
воздействия стресса на детей

В. Родионов,
М. Ступницкая,
К. Ступницкая
Ярославль:
Академия развития, 2006

«В наше время, с его скоростями, информационным бумом, постоянной напряженностью в обществе, стресс становится спутником повседневной жизни с самого раннего возраста. Вместе с тем это не такое безобидное явление. Последствия стресса бывают весьма губительными для человека, коренным образом меняя его судьбу» — так начинается книга «Прививка от стресса», тематика которой видится чрезвычайно актуальной. Симптоматично, что одно из установочных совещаний накануне нового учебного года, организованное Московским департаментом образования, было посвящено негативным последствиям школьного стресса.
В книгу известных читателям «Школьного психолога» авторов, помимо большого теоретического материала, вошли сценарные планы тренинговых занятий для детей и подростков различных возрастных групп, а также для педагогов. Элементы занятий можно использовать при проведении классных часов и уроков здоровья.
Теоретический обзор включает описание механизма и видов стресса, а также школьных и внешкольных факторов стресса у детей и подростков. Интересен обзор профилактических антистрессовых программ, распространенных за рубежом и в нашей стране. Авторы обращают внимание, что «в чистом виде» антистрессовых программ немного, однако тема стресса и способов его преодоления входит в большинство известных программ по развитию социальных навыков, профилактике злоупотреблений психоактивными веществами и заболеваний, передаваемых половым путем.
Нельзя не согласиться с мнением авторов, что успешная профилактическая работа должна быть комплексной, включающей различные методы и средства. Как показывает российский и зарубежный опыт последних десятилетий, одним из наиболее эффективных способов работы в этом направлении являются тренинговые занятия. В книге представлены циклы таких занятий, рассчитанных на проведение в начальной школе, а также с подростками 11–13 и 14–16 лет.
Если занятия для детей 7–10 лет предлагается проводить в активной двигательной форме (в том числе как третий урок физкультуры в неделю), то циклы для подростков построены по более традиционной «тренинговой» схеме, адаптированной к условиям школы. Ориентация на школу означает, что каждое занятие длится 40–45 минут, группа может быть достаточно большой и разнородной. Безусловным преимуществом видится то, что занятия может проводить не только психолог, но и подготовленный педагог.
Глава, посвященная родительскому стрессу, небольшая, и в ней авторы не дают развернутого описания работы с родителями. Это можно рассматривать как определенный недостаток, хотя подобная работа с родителями не является в полной мере обязанностью школьного психолога. А вот учительскому стрессу посвящены две главы, одна из которых дает обширный материал для занятий психолога с педагогами.

Татьяна МОРОЗОВА