Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Руководство по психодиагностике

Игорь Носс
М.: Изд-во
Института
психотерапии, 2005

По вопросам психодиагностики издается немало психологической литературы, что оправдано объективной ситуацией, так как все практические психологи, независимо от специфики стоящих перед ними задач, сталкиваются с необходимостью оценки состояния познавательной и личностной сферы человека. Однако несмотря на большое разнообразие психодиагностических средств широкое распространение получил некий традиционный набор, представленный несколькими десятками известных методик. Этим фактом объясняется похожесть выпускаемых практических и учебных пособий по психодиагностике. Рецензируемая книга отличается от аналогичных изданий своей основательностью, что, правда, оборотной стороной имеет некоторую эклектичность.
Увесистый том вместил в себя и теоретические сведения (история психодиагностики и ее предмет, классификация методов и основные требования к ним), и конкретные указания по использованию методик в зависимости от задач (диагностика способностей, характерологических особенностей, мотивации, коммуникации; профессиональная психодиагностика). Специальное внимание автор уделил компьютерным технологиям, которые, оказывается, позволяют не только отказаться от бланковых методов, но и сделать некоторые содержательные выводы.
Изложение построено следующим образом: сначала представляется психологическая проблема, а затем — возможные пути ее изучения. Например, глава «Диагностика мотивации» начинается с попытки определения, что такое мотивация и какие существуют теоретические подходы к ее анализу, и только после этого приводятся технологии собственно диагностики мотивации. При этом автор с первых страниц четко определяет свою позицию и рассматривает психодиагностику как комплекс «разнородных» подходов, каждый из которых имеет рациональное зерно.
Установка автора на полное представление психодиагностических технологий вызывает доверие к книге, так как позволяет избежать субъективности при отборе методов работы. Практическим психологам хорошо знакома ситуация, когда авторы советуют обращаться к тем или иным методикам, опираясь на собственный опыт, а не на научно-психологическую аргументацию. Данное пособие претендует, судя по всему, на иной подход. Но на какой методике остановиться, если, например, перечень средств выявления и оценки мотивационных признаков включает в себя 20 пунктов? И тут автор попадает в расставленную им же самим ловушку. Он пишет, что в отечественной психологии мотивации наиболее часто используется «тест юмористических фраз». Таким образом, заявленный качественный подход в итоге сменяется чисто количественным. Однако вряд ли стоит упрекать автора в непоследовательности, скорее данную книгу следует рассматривать как отражение — причем достаточно полное и хорошо обоснованное — реального положения дел в психологической науке и практике. А практическим следствием всего сказанного выступает вывод о возможности использования этого добротного руководства при решении диагностических задач.

Вера ПРАВДИНА