Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Д.Б. Эльконин
Ред.-сост. Б.Д. Эльконин
М.: Издат. центр
«Академия», 2004

Имя Д.Б. Эльконина хорошо известно всем психологам от мала до велика, но далеко не каждый может похвастаться тем, что хорошо знаком с трудами одного из создателей отечественной психологической науки. При этом не стоит обвинять молодых психологов в лености или отсутствии желания изучить ставшие классическими работы Эльконина, так как многие из них давно не переиздавались.
С выходом в свет «Детской психологии» у всех нас появилась возможность не только прочитать, но и поставить на рабочую полку это уникальное по богатству содержащегося в нем экспериментального и теоретического материала издание. В свое время Эльконин говорил о Л.С. Выготском, что его работы невозможно понять с первого раза, что каждое обращение к ним приводит к открытию в них чего-то нового. Сегодня то же самое следует сказать и про Эльконина.
«Детская психология», впервые увидевшая свет в 1960 году, составляет основное содержание данной книги. Кроме того, в сборник включены работы по проблемам школьного обучения и его влияния на умственное развитие, по психологии подростков и др. В последнее время много говорится о необходимости создания особой практико-ориентированной теории, призванной стать основанием для практической работы в области образования. Работы Эльконина представляют собой образец именно таких исследований. В этой связи интересно напомнить, что сам Эльконин не принадлежал к разряду «чистых» теоретиков и немало времени уделял практической работе в школе, наверное, поэтому его многочисленные описания выглядят жизненно и убедительно.
Было бы наивно искать в книге Эльконина набор конкретных советов и рекомендаций, разработок уроков или описаний развивающих занятий. В то же время не вызывает сомнения, что содержащиеся в ней сведения по вопросам школьного обучения, и в частности обучения в начальной школе, полезны психологу, занятому в образовании. Предлагаемые автором принципы подхода к анализу процесса обучения младших школьников при желании могут быть перенесены и на другие школьные возрасты.
Книга Эльконина вышла в серии «Классическая учебная книга», однако назвать ее учебником было бы не совсем правильно, а точнее — недостаточно. Трудно не согласиться с автором вступительной статьи Б.Д. Элькониным, что это не только учебник, но и монография, которая в первую очередь интересна и созидательна и лишь во вторую — полезна и назидательна. Этот действительно авторский учебник помогает взглянуть на накопленные в истории психологии данные относительно характера детского развития с единых научных позиций, что способствует появлению не мозаичного, а целостного представления об общих закономерностях психического развития. Подобные сведения нужны всем: психологам-теоретикам и школьным практикам, а также тем, кто только собирается стать психологом. Поэтому в данном случае даже не представляется возможным ограничить круг потенциальных читателей книги Эльконина.

Марина СТЕПАНОВА