Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Агрессивное поведение

Коррекция поведения дошкольников

М.Н. Заостровцева,
Н.В. Перешеина
М.: ТЦ Сфера, 2006

В сравнении со многими объемными монографиями по проблеме агрессивности, вышедшими в последние годы, эта небольшая книжица (112 страниц) не претендует на исчерпывающее освещение проблемы. Она состоит из трех частей — «Предпосылки агрессивного поведения», «Психологические особенности проявления агрессии» и «Коррекция агрессивного поведения» — и включает также весьма обширное приложение с описанием примерной программы коррекционных занятий. Первые две части, хотя они и написаны очень четко и корректно, вряд ли привлекут особое внимание большинства читателей — в них авторы по сложившейся традиции дают теоретическое обоснование своего коррекционного подхода с опорой на разнообразные отечественные и зарубежные исследования (список использованной литературы насчитывает 65 источников). Читателю, успевшему потрудиться над собственным дипломным или тем более диссертационным исследованием, первые разделы книги невольно напомнят первую, теоретическую главу своей «творческой» работы, которая, как известно, никаких откровений обычно не содержит, а призвана лишь продемонстрировать хорошее знакомство автора с современным состоянием поставленной проблемы. Самое интересное в подобных работах (в тех редких случаях, когда они вообще содержат что-то интересное) приходится на практическую часть, в которой автором предлагается собственный вариант решения поставленной проблемы. В данном случае такая ассоциация возникает неизбежно.
Первые разделы фактически представляют собой добротный реферат (хотя и весьма лаконичный, как и положено реферату). Эти страницы, читатель, более или менее знакомый с проблемой детской агрессивности, наверняка просмотрит «по диагонали» — интерес они вызовут лишь у тех, кто только приступает к рассмотрению данной проблемы и мало с нею знаком. Но большинство читателей, а книга издана в серии «Библиотека практического психолога», вряд ли приобретут ее лишь для расширения своей научной эрудиции. Им такого рода книги интересны своим практическим содержанием. В данном случае разочарованы они не будут. Авторами предлагается собственная система коррекционных занятий с дошкольниками, описанная в третьем разделе книги, а также в приложении.
Руководствуясь этим описанием, любой психолог, работающий с дошкольниками, может выстроить подобную систему занятий, причем степень опоры на авторские рекомендации может быть, вероятно, любой — от прямого заимствования до творческого переосмысления. Ведь и сами авторы далеко не все упражнения и приемы изобрели — некоторые тоже позаимствовали. Но в их интерпретации мозаика разнообразных игр, имитаций, драматизаций и пр. выстраивается в стройную последовательную систему, которая вполне может послужить примером для подражания. Фактически перед нами пример творческого решения авторами конкретной практической задачи — пример, который воистину может быть расценен как «другим наука».

Сергей СТЕПАНОВ