Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2006


НАШИ ДЕТИ

ТАБЛИЦА ФОРМ
парциальной несформированности

В одной из своих первых книг (Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. – М.: Аркти, 1999) мы рассматривали эффективность выделения парциальной несформированности регуляторного компонента деятельности как отдельного варианта отклоняющегося развития. При этом одним из основных критериев такого выделения (помимо определенной структуры базовых составляющих, специфичной именно для этого варианта дизонтогенеза) являлась специфика коррекционной работы с подобной категорией детей.

Прошло более шести лет, получены новые данные, обследовано и проанализировано большое количество детей разного возраста, которые могут быть отнесены к этому варианту парциальной несформированности психической деятельности. Совместные с неврологом, логопедом и дефектологом прием детей и анализ нарушений буквально вынуждают нас продолжить дифференциацию состояния парциальной несформированности регуляции и выделить в нем три различных субварианта (формы). Как и в нашем предыдущем анализе, основными критериями такого разграничения являются (помимо непосредственно клинических проявлений) специфичность коррекционной работы психолога, особенности специализированной помощи, прогноз дальнейшего состояния детей. Нам удалось показать, что для каждой из форм регуляторной несформированности существует особая, эффективная именно для данной формы коррекционная работа психолога (и не только психолога). Это дает нам основание считать, что такое разделение имеет право на существование.

Именно критерий специфичности коррекционной помощи, а также топический неврологический подход О.Ю. Чирковой позволили выделить и описать три различающиеся формы регуляторной недостаточности. Во многих работах, посвященных так называемой гиперактивности (преимущественно в нейрофизиологических исследованиях), также выделяются два и более варианта особенностей сформированности регуляции. Однако те формы, что приведены в таблице, не совпадают полностью ни с одним из предлагаемых медиками или нейрофизиологами вариантов расторможенного поведения. Их можно рассматривать как истинно психологические диагнозы. При этом надо отметить, что и предложенные три формы не всегда встречаются в «чистом» виде, достаточно часто ребенок имеет черты двух (но не всех трех!) из них.

Следует также сказать, что материалы таблицы являются разделом главы нашей новой книги, посвященной различным вариантам отклоняющегося развития. В частности, на настоящий момент различными исследователями накоплен такой большой материал, что только недостаточному развитию (в том числе и различным вариантам парциальной несформированности) мы предполагаем посвятить отдельный том.

Безусловно, в табличном варианте многие особенности прописаны схематично, но надеемся, что такая форма представления и сопоставления материала поможет практическим психологам более тщательно подходить к дифференциации состояния конкретного ребенка, подбору путей и методов комплексного сопровождения детей.

Парциальная несформированность
преимущественно регуляторного компонента деятельности
(таблица)

Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук
Ольга ЧИРКОВА,
кандидат медицинских наук,
ЦППРиК «Тверской»