Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2006


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА

Программа тренинга
для родителей гиперактивных детей

Проблемы воспитания гиперактивного ребенка в семье иногда возникают уже с первых месяцев его жизни. Наиболее остро они проявляются с момента начала посещения детских образовательных учреждений (яслей, детского сада, школы, кружков и спортивных секций). Несмотря на то что в деле воспитания ребенка принимают участие и стараются помочь многие (воспитатели, учителя, руководители кружков), семья несет основной груз ответственности за поведение сына или дочери.

Чтобы найти подход к ребенку, создать благоприятную для его развития психологическую атмосферу в семье, родители читают соответствующую литературу (зачастую противоречивую), обращаются к специалистам, советуются со знакомыми и родственниками. Безусловно, полученные ими знания пригодятся в процессе воспитания ребенка, вместе с тем взаимодействие с гиперактивным ребенком может стать еще эффективнее, если мамы и папы получат соответствующие навыки в тренинговой группе.

Выполнение ряда упражнений и участие в дискуссиях, играх и обсуждениях позволит им научиться не только лучше понимать сына или дочку, но и увидеть их сильные стороны. Кроме того, родители получают возможность проанализировать свои стратегии взаимодействия с ребенком, выбрать наиболее оптимальные.

Мы предлагаем цикл совместных занятий для родителей и детей с СДВГ. При формировании группы ведущий (тренер) приглашает к участию семейные диады (мама и ребенок, папа и ребенок, бабушка и ребенок и др.), информирует участников о цели проведения занятий и о некоторых условиях, которые необходимо выполнять. Одним из условий является обязательное участие в работе не только ребенка, но и родителя. В том случае если постоянно участвующий в тренинге родитель не может прийти на одно из занятий, на тренинг вместо него приходит другой член семьи (бабушка, старший брат или сестра). Посещение занятий только одним членом диады (только ребенком или только взрослым — в случае болезни ребенка) является нецелесообразным, поскольку большинство упражнений проводится в парах и рассчитано на отработку навыка взаимодействия друг с другом.

Предлагаемый нами цикл занятий носит примерный характер. Желающие могут использовать любые игры и упражнения как в предложенном нами варианте, так и в собственной программе. Более подробно игры для работы с гиперактивными детьми описаны нами в книгах «Шпаргалка для взрослых», «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «Тренинг общения с ребенком».

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "goal-life.com". Проект о том, как найти свою мечту, превратить её в цель и о реализации своих желаний. Статьи о том, как найти своё предназначение, методы достижения жизненного баланса, расстановки по Хеллингеру и многое другое. Подробнее читайте по ссылке.

Цель: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «гиперактивный ребенок — родитель».

Задачи:

— обучение родителей эффективным приемам общения с гиперактивным ребенком;

— обучение родителей приемам развития внимания, контроля над активностью и импульсивностью ребенка;

— обучение родителей способам взаимодействия с гиперактивным ребенком в экстремальных ситуациях.

Условия проведения занятий

1. Возрастной диапазон детей, участвующих в тренинге: от пяти до семи лет.

2. Оптимальное число участников тренинга: три-четыре семейные диады (родитель — ребенок). В некоторых случаях возможно большее число диад при условии, что все дети будут находиться под контролем взрослых.

3. Ведущие тренинга: желательно, чтобы занятия проводили одновременно два тренера (два психолога; психолог и педагог; два педагога; психотерапевт и психоневролог). Такая организация тренинга позволяет выделить время для беседы психолога (педагога) с родителями, в это время дети будут выполнять упражнения под присмотром другого ведущего.

4. Время проведения занятий: занятия целесообразно проводить в часы максимальной работоспособности: утром с 10 до 12 часов, вечером — с 16 до 18 часов. Достаточно одной встречи в неделю.

5. Продолжительность каждого занятия: 40–60 минут (в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей участников, от их желания).

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ
Тема: «Знакомство»

1. Представление ведущих (тренеров)

Цель: знакомство участников с ведущими, создание доброжелательной атмосферы.

Ведущие в нескольких словах рассказывают о себе и показывают небольшой мяч или мягкую игрушку, объясняют, что право голоса будет иметь тот, кто держит в руках этот мяч (игрушку). Если у детей или взрослых есть вопросы, связанные с ходом занятий, тренер может ответить на них.

2. Знакомство участников друг с другом
(Е.В. Карпова, Е.К. Лютова-Робертс)

Цель: знакомство друг с другом, развитие коммуникативных склонностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальностях.

Группа делится на две подгруппы: детей и взрослых. Дети остаются в кругу с одним тренером, в то время как взрослые отходят в сторону или образуют еще один круг с другим тренером.

Взрослые решают вопрос о том, как их будут называть дети в ходе занятий. Тренер может предложить следующие варианты:

— называть родителей по имени-отчеству;

— по именам;

— неформальные обращения, например: «тетя Таня» или «папа Сережи» и пр.

Могут быть предложены и другие варианты — по усмотрению группы.

В это время дети садятся в круг, тренер передает по кругу мяч, и каждый ребенок, держа мяч, называет свое имя. Далее в зависимости от активности детей может быть либо повторено это же задание, либо каждый ребенок, называя свое имя, повторяет имена одного или двух предыдущих соседей.

Если после этого дети недостаточно хорошо запомнили имена друг друга, можно дополнительно предложить один из следующих вариантов игры-знакомства:

«Как тебя зовут?»

Каждый держащий мяч в руке называет свое имя и бросает мяч тому, чье имя плохо запомнил или забыл. Получивший мяч продолжает игру таким же образом.

«Кто я?»

Выбирается водящий, который встает спиной к группе и считает до трех. В это время дети меняются местами. Водящий поворачивается и называет имя каждого.

После того как дети хорошо запомнили имена друг друга, тренер приглашает взрослых присоединиться к ним, образуется один большой круг. Взрослые называют свои имена и вместе с детьми повторяют либо игру «Как тебя зовут?», либо «Кто я?».

3. Упражнение «На тренинге можно...
на тренинге нельзя...»

Цель: обучение родителей составлению правил и ограничений вместе с ребенком.

Для данного упражнения понадобятся ручки или карандаши и бумага (чистые листы бумаги либо заранее заготовленные бланки).

Участники сидят в кругу.

Тренер спрашивает детей, знают ли они, для чего они сюда пришли и что будут делать? Далее тренер объясняет, что их встречи будут называться «тренинг», что на тренинг люди обычно приходят для того, чтобы общаться друг с другом и поучиться чему-нибудь новому. Но чтобы тренинг был интересным для всех, необходимо выполнять определенные правила, которые обычно составляются тренерами и участниками. Надо придумать три пункта, что можно делать на тренинге, и один — чего делать нельзя.

Тренер может раздать родителям заготовленные бланки (образец такого бланка приводится ниже) и прочитать первое правило: «На тренинге можно смеяться, говорить все, что ты хочешь, вставать с места, на тренинге нельзя перебивать других». Далее упражнение проходит в семейных диадах (родитель — ребенок). Каждый родитель составляет со своим ребенком правило по приведенному выше образцу, организуя рабочее пространство удобным для них образом (можно поставить стулья в любом уютном месте, сесть на ковер, за стол и т.д.).

Оба тренера наблюдают за работой участников и в случае необходимости помогают взрослому наладить работу внутри диады. Например, если мама предъявляет к ребенку слишком высокие требования, заставляя его делать то, к чему он физиологически еще не готов, можно тихонько объяснить ей, что это нормально, если ребенок поработает две-три минуты, потом пробежит из одного конца помещения в другой и вернется назад.

После того как правила составлены, все участники возвращаются в круг и по очереди их читают. Затем тренер, опираясь на правила, составленные участниками, делает обобщение о том, что можно, а что нельзя делать на тренинге.

4. Игра «Похвалилки»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение самооценки и статуса детей с СДВГ.

Все участники встают в круг. Ведущий (тренер) выходит на середину круга и говорит: «Я умею хорошо.....» — называя то действие, которое ему, на его взгляд, удается хорошо выполнять. Если кто-то из стоящих в кругу тоже умеет это делать, он делает шаг вперед и говорит: «И я тоже умею хорошо...» Если никто из присутствующих не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!»

После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга и заявлять о своих умениях, причем каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему хочется.

Рекомендации ведущему: как правило, дети с СДВГ сами выходят в круг (иногда не соблюдая очередности). Но бывают случаи, когда кто-то из детей стесняется, тогда инициативу могут взять на некоторое время взрослые.

На первых этапах игры чаще всего и дети, и взрослые называют очевидные и престижные умения: «Я умею читать», «Я умею чистить картошку», «Я умею водить автомобиль». Однако на последующих этапах взрослые могут в перечень достойных качеств и поступков включать такие нравственные понятия, как «Я умею хранить секреты», «Я умею дружить», «Я умею любить свою доченьку» и др.

Проведение этой игры помогает установить в группе позитивную эмоциональную атмосферу, изначально принять каждого участника как успешного человека, что особенно важно при общении с детьми с СДВГ.

Желательно, чтобы во время игры один из тренеров сидел за кругом и записывал имена участников и названные ими умения. После проведения игры этот тренер обсуждает с родителями стратегии участников, которые были выявлены. Очень важно проследить, к чему стремился каждый ребенок, какая потребность была для него ведущей: оказаться в центре круга и заслужить аплодисменты (тогда он называл качество или действие, которым вряд ли кто-то, кроме него, мог похвастаться) или стать частью общей группы, найти единомышленников (тогда он заведомо называл то, что свойственно многим участникам).

В это время второй тренер проводит с детьми экскурсию по помещению, объясняя им назначение определенных зон (зона для занятий, игровая зона, уголок уединения и др.).

5. Упражнение-дискуссия «Жетоны»

Цель: повышение уровня мотивации участия в тренинге гиперактивных детей, обучение родителей способам управления поведением ребенка.

Участники тренинга сидят в кругу. Тренер задает вопросы: «Каких людей, по вашему мнению, можно назвать дружными? Кто такие дружные люди? Что они делают, чтобы быть дружными?»

После короткой дискуссии тренер говорит о том, что сегодня и на всех последующих встречах будет проводиться необычный конкурс, в ходе которого будут выявлены все дружные команды «мама – ребенок». Конкурс будет проводиться так: после выполнения некоторых упражнений дружным семейным диадам будут выдаваться жетоны.

В последний день жетоны можно будет обменять на приз.

Тренер может заранее обсудить с родителями возможные варианты награждения.

6. Обсуждение итогов занятия

Цель: обсуждение стратегий взаимодействия с детьми с СДВГ.

Обсуждение каждый раз проводится дважды. Первый раз со всеми участниками, второй раз — только со взрослыми.

Сначала участники тренинга собираются в круг. Тренер просит обсудить внутри диады, что больше всего понравилось на тренинге, что — меньше всего и что бы они хотели делать на следующем занятии. На обсуждение в диадах тренер выделяет несколько минут, затем просит по очереди выступить одного представителя из каждой диады. После всех выступлений тренер подводит итог: «Любимыми играми и упражнениями сегодня стали... меньше всего группе понравилась игра... на следующем занятии большинство участников хотели бы...»

После этого детям предлагается поиграть под наблюдением одного из тренеров (это может быть как коллективная игра, в которую вовлечен каждый ребенок, так и свободная — в специально отведенном безопасном уголке). В это время взрослые делятся друг с другом имеющимся и приобретенным в ходе тренинга опытом, задают вопросы тренеру и пр. В качестве домашнего задания тренер предлагает использовать техники взаимодействия с ребенком, с которыми участники познакомились на тренинге.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ
Тема: «Общение с ребенком»

1. Приветствие

Цель: вспомнить имена всех участников занятий.

Перед началом упражнения группа садится в круг и тренер объясняет участникам, как они будут приветствовать друг друга. Для этого всем надо встать и начать ходить в свободном направлении по комнате, здороваясь с каждым участником группы за руку и произнося слова «Здравствуй, Сережа!» или «Здравствуйте, тетя Таня!».

Если кто-то из участников забудет чье-нибудь имя, прежде чем поздороваться, он может спросить: «Как тебя (вас) зовут?» или «Напомни, пожалуйста, свое имя». Обязательно надо поздороваться с каждым и каждого назвать по имени.

2. Упражнение «Умельцы»

Цель: продолжение знакомства участников, формирование внимательного отношения к окружающим людям, развитие внимания, памяти.

Вариант 1. Ведущий говорит: «Среди нас сегодня есть участники, которые очень хорошо умеют делать многое в жизни. Сейчас я буду называть действия, а вы — участника, который это умеет делать. Но прежде чем назвать имя, нужно быстро поднять руку и попросить у меня мяч».

Вариант 2. Проводится аналогично варианту 1, но ведущий называет не действие или качество, а имя. Участники вспоминают, что этот конкретный человек умеет делать.

Этот вариант является более сложным, потому что, как правило, каждый ребенок или взрослый на предыдущем занятии выходил в круг 3–4 раза (иногда и более).

Вариант 3. Ведущий называет качество или действие и просит встать (похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть) всех, кто считает, что это относится к нему. Причем присоединиться может любой, даже тот, кто на прошлом занятии не признался в данном умении.

Этот вариант помогает объединить группу, поскольку участники видят, как много у них общих умений и качеств.

3. Игра «Подпрыгни, пожалуйста»
(Модификация игры «Саймонд сказал», или «Пожалуйста»)

Цель: развитие внимания в слуховой модальности.

Перед началом игры все участники встают в круг. Тренер просит детей назвать «волшебные», или вежливые, слова. Это «спасибо» и «пожалуйста». Далее тренер сообщает участникам, что он будет просить их выполнить некоторые команды, а участники выполнят их только в том случае, если тренер попросит об этом вежливо и скажет «пожалуйста». Если тренер забудет сказать «волшебное» слово, команду выполнять не надо. Например: «Подпрыгните, пожалуйста» (все участники выполняют команду), «а теперь хлопните в ладоши три раза» (команда не выполняется).

Затем тренер просит кого-то из участников побыть в роли ведущего.

4. Упражнение «Цветик-семицветик»

Цель: обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств.

Каждая диада получает цветок с семью лепестками, на каждом из которых сформулированы незаконченные предложения и оставлено свободное место для ответов. Прежде чем участники приступят к работе, тренер собирает всех в кругу и объясняет правила выполнения упражнения, продемонстрировав ответы на собственном примере. Затем упражнение проходит в диадах. Взрослый и ребенок по очереди завершают предложения. Если ответы в диадах решено давать письменно, можно взять лепестки домой и попросить других членов семьи продолжить предложения. Ответы на вопрос должны быть краткими.

Варианты незаконченных предложений на лепестках могут быть следующими:

— Я радуюсь, когда...

— Мне весело, когда....

— Я волнуюсь, когда....

— Я огорчаюсь, когда.....

— Мне хочется плакать, когда...

— Я люблю, когда....

— Я хочу, чтобы ты...

После окончания упражнения представители диад делятся своими впечатлениями в свободной форме, по желанию могут рассказать, что их удивило в ответах партнера.

5. Обсуждение

Проводится по аналогии с предыдущим занятием.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ
Тема: «Развитие внимания»

1. Приветствие

(Е.В. Карпова, Е.К. Лютова-Робертс)

Цель: формирование положительного настроя на занятие.

Участники ходят по аудитории и здороваются друг с другом за руку. По сигналу колокольчика все прячут руки за спину и здороваются друг с другом кивком головы.

2. Игра «Послушай тишину»

Цель: развитие внимания в слуховой модальности.

По первому сигналу колокольчика, данному тренером, участники начинают двигаться по комнате, бегать, кричать, стучать. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья, закрыть глаза и прислушаться к тому, что происходит кругом. По третьему сигналу участники возвращаются в свои диады и обсуждают, что они услышали. Игру можно повторить несколько раз.

Обсудить сначала в диадах, что было услышано семейной парой, потом один представитель диады рассказывает об этом группе.

3. Игра по желанию участников

Цель: создание хорошего настроения, активизация участников группы.

Тренер спрашивает у участников, в какую игру они хотели бы поиграть. Выбирается игра, в которую хочет играть большинство. В конце занятия перед обсуждением тренер дает участникам домашнее задание: придумать веселую игру.

4. Упражнение «Красный карандаш и зеленая ручка»

Цель: развитие внимания и кратковременной памяти в слуховой модальности.

Для данного упражнения понадобится несколько наборов картинок (по числу семейных диад). Каждый набор содержит по 12–15 картинок. На картинках изображены либо контуры простых предметов, либо геометрические фигуры. Причем одно и то же изображение должно повторяться три раза, при этом меняется только цвет. Например, набор может содержать три треугольника: желтый, красный и зеленый, три квадрата, три круга и три звездочки соответствующих цветов. Другой возможный вариант: три контура домиков, три контура флажков, три контура самолетов разных цветов и др. Картинки раскладываются на столах изображением вверх. Столы стоят в одну линию, причем у каждой диады свой стол. Участники тренинга сидят в другом конце помещения (каждая диада напротив своего стола).

Взрослый подходит к столу, знакомится с картинками, затем возвращается к ребенку и просит его: «Принеси мне, пожалуйста, зеленый квадрат». ребенок бежит к столу и приносит картинку. Если ребенок выполнил задание верно, его очередь просить взрослого принести задуманную им картинку. Если упражнение становится легким, его можно усложнить. Взрослый просит ребенка принести две картинки, например зеленый квадрат и красный круг. Когда наступает очередь взрослого идти за картинкой, он намеренно приносит неверный вариант, например — вместо красного круга красный треугольник, таким образом снова проверяя внимание ребенка. Если ребенок не заметит ошибку взрослого, тот спрашивает его: «Все правильно? Я не помню, ты просил принести красный круг или треугольник?»

Данное упражнение легко проводить в неформальной обстановке. В любой момент можно сказать ребенку: «Принеси, пожалуйста, из своей комнаты красный карандаш и зеленую ручку». После небольшой тренировки признаки можно усложнить: цвет заменить формой, количеством и другими признаками. Например: «Принеси, пожалуйста, с кухни чайную ложку и два лавровых листа». Когда ребенок сможет безошибочно выполнять данные поручения, упражнение снова можно усложнить за счет увеличения количества заданий и признаков: «Положи, пожалуйста, эту ручку в ящик, принеси из ящика почтовую марку и наклей ее на конверт, а я пока позвоню бабушке».

5. Обсуждение

В процессе обсуждения важно, чтобы родители осознали и вербализовали мысль о том, что тренировкой внимания и памяти ребенка можно заниматься не только в процессе академических занятий, но и в форме игры. Кроме того, тренер может отметить одну из сильных сторон детей с СДВГ, проявленную в играх: дети, как правило, очень быстро вникают в правила игры и быстро реагируют на изменяющуюся обстановку.

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Тема: «Преодоление импульсивности»

1. Приветствие

(Е.В. Карпова, Е.К. Лютова-Робертс)

Цель: создание положительного рабочего настроения участников.

Каждый участник берет в руки по игрушке, затем все начинают перемещаться по комнате и здороваться примерно следующим образом: «Привет, Сережа, привет, заяц», «Привет, тетя Таня, привет, медведь» и т.д.

Обсуждение.

2. Игра «Кто последний»

Цель: тренировка навыков саморегуляции, внимания.

Ведущий загадывает загадки. Участники, которые знают ответ, поднимают руку (тот, кто выкрикнул ответ, не подняв предварительно руку, штрафуется: выходит из круга и теряет право отвечать на следующий вопрос). Ведущий же спрашивает того, кто последним поднял руку.

3. Игра «Говори...»

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Тренер говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду «Говори». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» Тренер делает паузу. «Говори... Какого цвета занавески в нашей группе? Говори... Какой сегодня день недели? Говори...»

Сначала игра проходит в кругу, затем — в диадах. Взрослый и ребенок по очереди задают друг другу вопросы и подают сигнал «Говори». Впоследствии родители могут играть с детьми в эту игру дома.

Обсуждение игры проходит в кругу.

4. Игра «Черепахи»

Цель: научить детей контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого.

Участники встают по одну сторону ковра, тренер стоит на другой стороне, напротив. По его команде участники должны двигаться к нему. Их задача — идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.

В процессе обсуждения дети рассказывают, трудно ли им было двигаться медленно и как им это удалось сделать.

5. Обсуждение

Пока взрослые обсуждают проведенное занятие, дети с ведущим могут смастерить по аналогии с дорожным знаком знак «Стоп», который поможет им в дальнейшем избежать импульсивных поступков (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000). Дети могут носить знак в кармане, и в тот момент, когда им надо остановиться, они могут его достать, посмотреть на него и с достоинством выйти из сложной ситуации.

В качестве домашнего задания тренер просит участников по возможности зафиксировать удачные случаи применения сделанного ими на занятиях знака.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ
Тема: «Осуществление контроля над активностью»

1. Игра-приветствие

Ведущий перечисляет игры-приветствия, проведенные на предыдущих занятиях, спрашивает участников (и детей, и взрослых), какая из них больше всего понравилась. Затем просит присутствующих придумать еще какие-нибудь способы приветствия. Группа выбирает один-два способа из предложенных, участники здороваются этим способом друг с другом.

Затем ведущий спрашивает детей, помог ли кому-то из них изготовленный на предыдущем занятии знак «Стоп». Дети рассказывают ситуации.

2. Игра «Сделай так»
(Г.Д. Черепанова)

Цель: развитие мышечного контроля, умения владеть своим телом.

На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Тренер показывает участникам карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все должны подойти к столу и взять по одной карточке. Я буду считать от одного до десяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул. Кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать... На счет «десять» все заканчивают выполнение задания и садятся в круг». Игру можно повторить несколько раз.

Обсуждение.

3. Игры, придуманные участниками группы

Цель: развитие творческого мышления, речи, создание непринужденной, творческой атмосферы в группе.

Участники рассказывают правила игр, которые они придумали сами, а группа решает, в какие из них можно поиграть сейчас на занятии. Если предложений участников недостаточно, тренер предлагает приготовленные им дома варианты игр.

4. Планирование и обсуждение последнего занятия

Цель: обучение родителей способам совместного планирования мероприятий с ребенком.

Тренер объявляет группе, что следующее занятие — последнее, и говорит о том, что планировать его будут все вместе. Для этого каждая диада сначала должна обсудить, чем бы она хотела заниматься, а затем выбрать одно упражнение или игру, которая устраивает обоих. Игра может быть взята из предыдущих занятий или придумана участниками. После того как диады сделали свой выбор и рассказали о нем в кругу, совместно составляется план следующего занятия. Если поступят какие-то интересные предложения (устроить чаепитие, провести занятие на улице, поиграть в настольную игру, сделать совместую аппликацию, поделку и т.д), они также обсуждаются в группе.

Обсуждение после проведения этого этапа не требуется.

5. Обсуждение.

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ
Тема: «Работа в команде»

Подведение итогов тренинга.

Проведение занятия по составленному группой на прошлой неделе плану.

Обмен жетонов на призы.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ
(Е.В. Карпова, Е.К. Лютова-Робертс)

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

– возрастающий интерес к выполнению совместных домашних заданий для родителя и ребенка;

– увеличение заинтересованности в упражнениях, направленных на развитие коммуникативных склонностей;

– повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Чтобы получить более достоверные показатели результативности, можно предложить участникам заполнить анкету до начала первого занятия и на заключительном этапе работы группы. Анкета построена по принципу семантического дифференциала и заполняется одновременно обоими участниками семейной диады, при этом все имеют одинаковое право голоса.

При обработке данных тренер использует линейку, которую он прикладывает к каждому отрезку по очереди (длина отрезков составляет 5 см) и фиксирует результат в баллах (1 см равен одному баллу). Шкалы 2, 3, 5 подсчитываются в прямом порядке, 1, 4 — в обратном. Тренер сопоставляет результаты каждой диады до и после проведения цикла. Также можно подсчитать групповые результаты до начала занятий и после их окончания.

Оцените, пожалуйста, ваши взаимоотношения с ребенком в настоящее время, обозначив условно выбранное положение на представленных шкалах (линиях длиной 5 см). Например, если вы часто играете вместе, вы ставите крестик или галочку на отрезке ближе к левому краю, если редко — ближе к правому краю, если не часто и не редко, а нечто среднее — то посередине.

АНКЕТА УЧАСТНИКОВ ЗАНЯТИЙ
(М.В. Луткина, Е.К.Лютова-Робертс)

 

Елена ЛЮТОВА-РОБЕРТС,
Галина МОНИНА,
психологи-консультанты,
Санкт-Петербург