Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2006
Психологи ценят гуманизм. Причем некоторые ценят настолько, что считают любое вмешательство в психологическую сферу детей неоправданной интервенцией. В этом ощущается влияние идей роджерианской психотерапии, по-своему понятой российскими психологами. Но в нашей реальной практике активное воздействие на ребенка, вмешательство порой оказывается со стороны психолога неизбежным, необходимым. Великий Леонардо да Винчи однажды сочинил притчу, которая, как представляется, хорошо иллюстрирует эту мысль.

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:

— С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

— Не сердись попусту, сосед, — с улыбкой промолвило огниво в ответ. — Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.

При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

Однако одностороннее воздействие со стороны психолога лишает детей естественного права на собственную активность и реализацию себя, поэтому такое воздействие должно осуществляться лишь тогда, когда без него действительно никак не обойтись. Где она, эта грань? Наверное, именно здесь психологическая работа превращается в искусство.

Хочется пожелать вам, дорогие коллеги, быть одновременно гуманными и активными, уметь чувствовать моменты, когда без вашего вмешательства не обойтись и когда лучше дать возможность ребенку самому что-то сделать и что-то пережить. Удачи вам! С Новым годом!

Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор