Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2006


ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Взлеты без падений

Одним из основных показателей качества любого начинания является стабильность. В начале октября произошло событие, которого многие психологи ждали с нетерпением. Я имею в виду Всероссийскую неделю школьной психологии, которая третий год подряд проходит на базе Всероссийского детского центра «Орленок» и основными организаторами которой являются Центр психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», газета «Школьный психолог», Всероссийский детский центр «Орленок» и секция школьной психологии Федерации психологов образования России.

Бессменный «рулевой» Недели Марина Битянова
Бессменный «рулевой»
Недели Марина Битянова

О том, что это мероприятие является значимым для психологов, работающих в образовании, говорит хотя бы тот факт, что число желающих принять в нем участие растет с каждым годом. Если два года назад на первую Неделю, приехали около 70 человек, то участников третьей Недели было 264. Причем география самая обширная: в «Орленке» собрались представители 74 городов и населенных пунктов России — от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, а также гости из ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Германии, Латвии, Молдавии, Украины.

Почему же Неделя школьной психологии пользуется у специалистов такой популярностью? Ведь многие серьезные институты и центры, занимающиеся повышением квалификации, жалуются на падение интереса слушателей к курсам, декадникам, семинарам и тренингам психолого-педагогической тематики. Почему мероприятие в «Орленке» за три года своего существования стало настоящим событием в жизни сообщества психологов образования? Да и не только их: участниками Недели становятся педагоги, воспитатели, логопеды и даже руководители учреждений образования.

Неделя — это «маленькая жизнь» со своим сюжетом, прологом и эпилогом. Активно участвуя в разнообразных мероприятиях, человек задействует весь свой интеллектуальный, личностный и эмоциональный потенциал. А это приводит к тому, что у него проявляются и развиваются самые неожиданные возможности и способности.

«Мэтры» на отрядном построении
«Мэтры» на отрядном построении

Всероссийская неделя была задумана и воплощена как целостное и, можно сказать, саморазвивающееся явление. Свою высокую профессиональную планку и развивающий потенциал она получила в самом начале. Еще на первой Неделе, которая носила название «Открытие», стало понятно: у профессионального сообщества достаточно знаний и ресурсов для того, чтобы дать участникам возможность стать творцами. Тематика второй Недели — «Восхождение» — предполагала не только напряженную работу по саморазвитию на самом мероприятии, но и задавала импульс для дальнейшего профессионального и личностного роста каждого. Ведь, совершив восхождение, надо еще удержаться на вершине!

В этом году лейтмотивом встречи в «Орленке» было «Погружение», которое предполагает глубинное проникновение в суть стоящих перед психологами образования задач. Каждая Неделя давала участникам новый стимул к постижению профессии. И это, мне кажется, одно из ее главных достоинств. Практически все участники были единодушны в том, что увозят с собой не только конкретные методы и приемы работы, но и желание творить, что-то менять в своей жизни. Часто это

Новой формой работы стали стендовые доклады
Новой формой работы
стали стендовые доклады

желание получает реальное воплощение: участники встреч в Орленке представляют впоследствии на суд коллег собственные наработки.

На встречах в «Орленке» органично сочетаются практическая и научная, точнее, методологическая составляющие работы психолога в образовании. Нередко отсутствие серьезной базовой подготовки по психологии и смежным наукам создает методологический вакуум, проявляющийся в том, что человек не осознает целей своей деятельности — для чего он находится в школе, какие задачи должен здесь решать? Отсюда и чрезмерное увлечение спонтанной диагностикой, тренингами и другими формами групповой работы, цель и смысл которой ему самому не ясен. Для того, чтобы прояснить цели и задачи деятельности психолога, и существуют «Прологи» и «Монологи дня», а также проблемные лекции, круглые столы и дискуссии, которые занимают все больше места в структуре этого мероприятия.

Кстати, изменения, происходящие здесь, отражают общую ситуацию в практической психологии образования. Первая Неделя состоялась тогда, когда эра тотальной «диагностики ради диагностики» уже прошла. Наступил резкий дефицит методов практической работы. Поэтому ее участники были в первую очередь ориентированы на их получение. Это, безусловно, важно и нужно, но сейчас и этот вакуум во многом заполнился благодаря большому количеству всевозможных обучающих семинаров, массе практической литературы и самому многотиражному психологическому изданию «Школьный психолог».

К сожалению, все имеет свою обратную сторону, и чрезмерное увлечение копированием чужих, пусть даже самых достойных образцов вылилось в своеобразный «кризис жанра». Стали тиражироваться одни и те же разработки, игры, упражнения и метафоры. Неделя школьной психологии предоставляет специалистам уникальную возможность встретиться с настоящим творчеством. Ведь для того чтобы попасть в ее программу, ведущие мастер-классов и авторских мастерских проходят жесткий отбор.

В этом году многие участники отмечали, что качество представленных мастерских и мастер-классов заметно улучшилось по сравнению с первой и даже со второй Неделями, кстати, увеличилось и их количество. Приятно было видеть яркую работу не только признанных «мэтров»: Марины Битяновой, Михаила и Натальи Семаго, Ольги Хухлаевой, Ольги Кардашиной, Татьяны Клюевой, Людмилы Лебедевой, Александра Савенкова, Натальи Сакович, Александра Шадуры, Игоря Вачкова, но и «восходящих звезд», которых было немало.

На рефлексию своей деятельности, построение собственной модели взаимодействия с окружающим были ориентированы круглые столы, дискуссионные клубы и проблемные лекции, которым в этом году было уделено гораздо больше внимания, чем раньше. Они, кстати, пользовались не меньшим успехом, чем многие из практических занятий. Вопросы, которые там обсуждались, были самые серьезные.

Назову лишь несколько: «Норма в психологии развития» (В. Слободчиков), «О современных подходах к периодизации развития» (М. Семаго), «Арт-терапия в теории и на практике. границы метода, или Погружение без снаряжения» (Л. Лебедева), «Актуальные проблемы современного детства, или Психолог как русский левша» (О. Хухлаева), «Психология индоктринации»
(А. Савенков), «Психолог в школе — пока не обучили педагога?» (М. Битянова).

В этом году возникла новая форма — стендовые доклады, которые вызвали большой интерес, продолжились выступления в появившемся год назад «гайд-парке». Каждый из заявивших проблему для обсуждения работал в собственном помещении, поэтому появилась возможность выслушать мнения всех желающих и даже организовать дискуссию.

Мастер-класс можно было провести прямо «на натуре»: «Игры с песком» Натальи Сакович
Мастер-класс можно было провести
прямо «на натуре»: «Игры с песком»
Натальи Сакович

Участников порадовали и зарубежные гости. Как всегда яркими были мастерские и мастер-классы белорусских коллег (Н. Сакович, Э. Осипчук,
Е. Осиповой, Е. Набойкиной), которые на в этот раз прибыли целой делегацией.

Органично влились в работу Недели и коллеги из Германии, которые пришли в восторг от всего, что происходило вокруг. А методы, представленные ими на мастер-классах «Консультирование в школьной системе: тренинг компетентности для учителей» (М. Рёлле), «Многогранный тренинг для учителей и директоров: теоретический концепт с практическими упражнениями» (А. Бервольфф), «Помехи (нарушения) на уроке — программа укрепления личной ответственности» (Х. Брюндель), пополнили арсенал российских специалистов.

Традиционный «капустник»: психологи из Беларуси и здесь на высоте
Традиционный «капустник»:
психологи из Беларуси
и здесь на высоте

Вообще в этом году программа оказалась чрезвычайно насыщенной. Ушли в небытие неспешные послеобеденные «философско-маринистские» прогулки: работа начиналась в 9.45 утра и заканчивалась поздним вечером. Моральный дух и единение участников поддерживались неформальными мероприятиями, на которых желающие могли продемонстрировать свою фантазию и, конечно же, юмор. Кроме традиционных «капустников» на открытии и закрытии Недели одним из ярких воспоминаний останется психологический КВН, шутки и афоризмы которого разъехались вместе с участниками по всей стране. Кроме того, были не менее остроумный «Вечер вопросов и ответов», романтические «Вечерние профессиональные посиделки и сказки на ночь» и, конечно же, общение, иногда продолжавшееся до утра.

«Погружение» закончилось «всплытием» — в мир, ставший неузнаваемым при свете внезапно разгоревшегося прощального костра, буквально вырвавшего всех нас из глубин психологии, куда некоторые участники погрузились достаточно глубоко... Глядя на знакомые и одновременно незнакомые лица, я подумала: может быть, названием следующей Всероссийской недели школьной психологии будет «Озарение»?

Ольга РЕШЕТНИКОВА