Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2006
Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Социально-психологическая
дезадаптация детей и подростков

Диагностика и коррекция

Е.В. Шарапановская
М.: ТЦ Сфера, 2005

Школьная дезадаптация, по мнению большинства специалистов разных областей знания — медиков, педагогов, психологов, выступает главной причиной и одновременно следствием школьной неуспеваемости. Несмотря на то что изданы пособия, в которых речь идет об оказании помощи таким детям, проблема продолжает оставаться актуальной как для теоретиков — исследователей в области аномального детства и отклоняющегося поведения, так и для практиков.
Одним из возможных объяснений такого положения дел выступает многоликость школьной дезадаптации, под которой понимается совокупность признаков социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка. Признаками дезадаптации выступают затруднения в учебе, нарушения поведения, эмоциональные и двигательные расстройства и др. Автор подчеркивает, что школьная дезадаптация происходит не просто на фоне, а в неразрывной связи с симптомом психического дизонтогенеза.
В данной книге речь идет о перинатальном поражении центральной нервной системы (ППЦНС) как заболевании, проявляющемся в гиперактивности, невнимательности, неорганизованности в детстве и инфантильности и подверженности влиянию других людей в подростковом возрасте. Постепенно черты дезадаптации могут усиливаться, что лишний раз доказывает важность планомерной коррекции затруднений в учебе и нарушений поведения начиная с младшего школьного возраста.
Книга, вышедшая в серии «Библиотека практического психолога», как отмечает автор, продолжает ранее изданную «Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП» (ТЦ Сфера, 2005), о которой наша газета уже писала (см. «Школьный психолог», 2006, № 1). Следует напомнить, что и минимальная мозговая дисфункция (ММД), и патология шейного отдела позвоночника (ПШОП) — формы проявления ППЦНС.
Книга начинается с описания типичных нарушений в развитии, особенно ярко обнаруживающихся в младшем школьном возрасте, и стадий социально-психологической дезадаптации. Специальное внимание автор уделяет психолого-педагогическим особенностям, в частности, ценностно-смысловой и эмоциональной сферы таких детей. Приводится программа психопрофилактических и психокоррекционных занятий с младшими школьниками и подростками.
Наконец, самостоятельную ценность представляют собранные в «Приложении» методики, которые могут быть использованы психологом в диагностической работе: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, социально-психологической адаптированности К. Рождерса и Р. Даймонда и др.
Не исключено, что психологи, работающие в массовых школах или тем более в гимназиях и лицеях, сочтут эту книгу ненужной и не обратят на нее внимания. Хорошо, если соответствующих знаний не потребуется. Однако, чтобы избежать переживаний по поводу когда-то упущенных возможностей познакомиться с получившим широкое распространение явлением школьной дезадаптации, лучше эту книгу (или схожую с ней по содержанию) поставить на свою рабочую полку.

Вера ПРАВДИНА