Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2007


ГИЛЬДИЯ

Поделись успехом!

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Газета «Школьный психолог» и центр «Практический психолог» МГППУ
приглашают вас принять участие в акции «Поделись успехом!»

Цели акции

— Актуализация позитивного профессионального опыта.

— поддержка педагогов-психологов образовательных учреждений.

— обозначение критериев успешности профессиональной деятельности педагогов-психологов.

Задачи акции

— Ощутить общность, похожесть, перспективность в разрешении проблемных ситуаций.

— знать, что на одну и ту же или схожую проблему можно посмотреть по-разному, а значит, и решить ее можно, и есть возможность попробовать что-то новое.

И еще наша акция — это абсолютная возможность похвалиться и знать, что ничего тебе за это не будет!

Условия акции

Необходимо прислать в редакцию газеты по почте или по e-mail свой рассказ о том, как вы удачно справились с той или иной проблемной ситуацией. Опишите, пожалуйста, ситуацию, ее участников, алгоритм работы или предпринимаемых действий, кто вам помог (что помогло) в работе. и конечно, сообщите результат!

Возраст участников, профессиональная категория, вид и тип образовательного учреждения значения не имеют.

Самые интересные, творческие работы будут награждены
авторскими книгами мэтров психологии с автографом автора.
Ниже мы публикуем первые материалы.


Консультирование родителей —
поддержка и развитие родительской компетенции

Родители часто ищут у различных специалистов ответы на наболевшие вопросы:

• Как построить нормальные отношения с ребенком?

• Как заставить его слушать?

• Как строить отношения с ребенком, чтобы в семье было комфортно каждому? И т.д.

А может ли практический психолог образовательного учреждения помочь родителям в их решении? Безусловно, может. Ведь одним из основных направлений его работы является консультирование и просвещение родителей. Основная цель данного направления — это активное привлечение родителей к сопровождению их детей в процессе обучения через повышение и развитие их психологической компетенции в вопросах, актуальных для них в данный момент и соответствующих периоду развития ребенка, а также принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в образовательном учреждении. Что же касается форм работы, то они весьма разнообразны: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации по результатам диагностической работы и по запросам со стороны родителей, родительские клубы, информационные стенды для родителей, тренинги, сюжетно-ролевые игры, практические упражнения и пр.

Сегодня мне хочется поделиться результатом индивидуальной работы (всего одна встреча!) с мамой 12-летней девочки.

Мама рассказала, что ее дочь во время игры в волейбол на занятиях физкультурой не смогла поймать мяч и мяч ударил ее по лицу. С тех пор она избегает любых игр с мячом. Увидев ребят, играющих в мяч на спортивной площадке во дворе, старается сделать большой круг, чтобы их обойти. Никакие доводы, уговоры не помогают.

На консультации с мамой мы говорили о том, как важно понять и признать страх девочки, что можно делать с ним: рисовать, лепить, делать аппликации, просто сочинять рассказы о нем, обыгрывать и озвучивать свой страх, рассказать дочери о собственных страхах и о том, как удалось с ними справиться. А затем надо искать варианты того, что можно сделать со страхом, поддержать ребенка и помочь найти способ, как его преодолеть.

Мы говорили и о том, что, проходя мимо спортивной площадки, ребенок может продолжать закрывать глаза, прятаться за взрослых и не включаться в игры, в которые так хочется поиграть. А может рискнуть и попробовать вместе со взрослым приоткрывать глаза, смотреть на играющих и на мяч. А позже пробовать взять мяч в руки и поиграть с теми, кому доверяешь и с кем безопасно.

При желании можно «вернуться» в ту ситуацию, когда на уроке физкультуры мяч попал в лицо, и вместе поисследовать ее, понять, какие способы защиты существуют. Можно обратиться за помощью к тренеру, который покажет и научит правилам, технике игры.

Через некоторое время эта мама позвонила мне по телефону и рассказала, что девочка уже не прячется за взрослых, проходя мимо детской площадки, даже стала подходить ближе. Дома они стали пробовать играть вместе в игры с мячом.

Мама была очень благодарна. Она и не думала, что сама может помочь своему ребенку!

Так всего за одну встречу мама смогла получить помощь, поддержку, увидеть направления в работе со своей дочерью, понять, что не одинока в своей проблеме и что может помочь своей дочери найти конструктивное решение проблемы.

Елена Чепракова,
методист центра «Практический психолог» МГППУ

Повторенье — мать ученья

Учительница начальной школы обратилась ко мне с запросом.

Новый мальчик в классе (ему 9 лет) не может запомнить четверостишие. Учительница решила для лучшей адаптации ребенка к изменившимся условиям обучения провести с ним дополнительные индивидуальные занятия. И даже в режиме индивидуальной работы эффекта запоминания материала не было.

Я начала консультацию, расспросив педагога, как проходит процесс заучивания и на что она обращает внимание, работая с мальчиком.

Выслушав преподавателя, я предложила попробовать обратиться к образному восприятию стиха и осмыслению текста, предложить ребенку проговорить, как он представляет то или иное понятие в этом стихотворении. И тогда с помощью образов, ассоциаций, а главное – понимания, о чем идет речь, можно продолжить эту работу. И когда учитель предложила ребенку рассказать, как он видит и понимает содержание стихотворения, получилась следующая картина.

Все мне мерещится поле с гречихою,

В маленьком доме сирень на окне...

Эти строки в восприятии у ребенка отразились следующим образом. Женщина, гречиха по национальности, стоит в поле, на окне – машина с мигалками (видимо, слово «сирень» он воспринял как «сирена»). А вот почему машина на окне и как она там удерживается — этого он понять не мог...

Вот как важно сразу договориться о понятиях...

Для меня этот случай является позитивным профессиональным опытом, потому как, с моей точки зрения, тактика консультирования была выбрана верная, что позволило своевременно скорректировать ситуацию обучения данного мальчика в его индивидуальном образовательном маршруте и дало возможность педагогу ощутить свою профессиональную компетентность.

Диалог

Моя коллега читала лекции на курсах повышения квалификации по теме «Возрастные особенности подросткового возраста».

В перерыве она пришла в кабинет и говорит:

— У меня произошел интересный разговор. Один из слушателей сказал, что воспитанники должны во всем ему подражать, делать, как он, и своей инициативы им проявлять не нужно.

Это утверждение вызвало волну негодования у моей коллеги, и она ответила:

— Как же детям быть без собственной инициативы? А если случится неформальная ситуация, а вас рядом нет?

И вот, сохраняя эмоции данного разговора, коллега обратилась ко мне с просьбой рассудить, кто прав, кто виноват. Мне приятно видеть эмоции своих коллег, для меня это признак неравнодушия, искренности в отношении к детям и взрослым. Я спросила ее:

— Скажи, а когда слушатель утверждал свою позицию, как ты себя чувствовала и кого ты себе напоминала?

Она рассмеялась и сказала, что испытала страх и напомнила себе тринадцатилетнего подростка. Защищаясь, она отстаивала свои права на инициативу, самостоятельность. Коллега ушла с перерыва успокоенная, с хорошим настроением. Лекцию она начала с того, что рассказала о своих переживаниях, на что группа ответила ей взаимной симпатией, а участники рассказали о своих переживаниях в процессе воспитания детей и взаимодействия с преподавателем.

Для меня этот профессиональный опыт говорит о том, как важно психологу слушать и слышать в первую очередь себя, осознавать свои чувства, и о том, как необходимо в такие моменты обращаться за помощью (супервизией) к своим коллегам. У меня есть ощущение, что я коллеге помогла.

Илона Грошева,
заведующая методическим отделом центра «Практический психолог» МГППУ