Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2007


МОЗАИКА

БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ

Умение предвидеть свое будущее и планировать его в соответствии со своими предвосхищаемыми запросами – важнейшее качество, отличающее человека от прочих живых существ. Достигается оно далеко не сразу – маленький ребенок живет в ситуации «здесь и теперь», представляя себе будущее простым продолжением настоящего. Это убедительно продемонстрировала психолог Кристина Этенс из Университета Оттавы (Канада). В течение часа она играла с маленьким ребенком (всего в эксперименте участвовало 48 детей), позволяя ему в это время лакомиться солеными чипсами. Понятно, что такое угощение провоцировало у малыша жажду. По завершении встречи Этенс предлагала ребенку на выбор стаканчик воды или еще чипсов. Все без исключения, естественно, выбрали воду. Когда же психолог предлагала встретиться и на другой день и спрашивала, что принести с собой для ребенка – воду или чипсы, выбор также однозначно падал на воду. Те же дети, с которыми играли без всякого угощения, единодушно выбирали чипсы и на сегодня, по завершении игры, и на завтра.

Этенс планирует продолжить исследование со старшими детьми, намереваясь выяснить, когда же ребенок достигает способности к прогнозу, независимому от сиюминутного состояния. Никаких гипотез на сей счет ею пока не выдвигается. Ведь, скажем, по данным другого исследования, голодные посетители супермаркетов накупают гораздо больше продуктов, чем поевшие перед походом в магазин. Неужели предвидеть свои будущие запросы человек учится всю жизнь и практически безуспешно?..

По материалам журнала Psychological Science

 

СЧАСТЬЕ ЗА ГРОШ

В спорах о том, могут ли деньги сделать человека счастливым, сломано немало копий. Результаты многих психологических наблюдений и экспериментов заставляют хотя бы отчасти признать старую истину: «Не в деньгах счастье». Доказано: выбившись из бедности, человек испытывает огромный душевный подъем, однако человека достаточно обеспеченного дальнейшее повышение его благосостояния счастливее не делает.

Свой вклад в давнюю полемику решили внести психологи из Университета Огайо. Они организовали нехитрый эксперимент. Множеству людей задавали вопрос: насколько счастливой они считают прожитую ими жизнь? (ответ требовалось дать в баллах по определенной шкале.) Суть эксперимента состояла в том, что предварительно все его участники выполняли еще ряд заданий, одно из которых требовало ксерокопировать некоторый документ. Копировальным аппаратом в университетской аудитории обычно пользуются все желающие за символическую плату в 10 центов за страницу; испытуемым, разумеется, было позволено делать копии бесплатно. Но некоторые из них, подойдя к аппарату, обнаруживали на нем 10-центовую монетку, якобы кем-то забытую, а на самом деле подложенную экспериментаторами. И что бы вы думали – нашедшие монетку в большинстве своем впоследствии оценивали всю свою прожитую жизнь как более счастливую, чем те, кто ничего не находил!

Оказывается, маленький, даже ничтожный «подарок судьбы» способен серьезно изменить наше мнение о жизни, заметно повысить душевное благополучие. А если судьба не торопится делать даже такие подарки… почему бы иной раз не преподносить их себе самим? Ведь это так недорого!

По материалам Psychology Today

 

БРОНЗА ДОРОЖЕ СЕРЕБРА

Приведись вам участвовать в спортивных состязаниях, какую медаль вы хотели бы получить? Разумеется, золотую, – ответит каждый. Ну а если на верх пьедестала пробиться не удалось? Не торопитесь с ответом! Оказывается, бронзовые финалисты испытывают гораздо большее удовлетворение от своего достижения, чем серебряные призеры.

Как удалось это выяснить? Во-первых, существует простейший метод – попросить самого человека оценить (допустим, по 20-балльной шкале: от 1 балла – «полное безразличие» — до 20 – «полный восторг») свое душевное состояние. Конечно, такая самооценка очень субъективна, и достоверность ее сомнительна. Но современная наука располагает и более надежным средством – магнитно-резонансной томографией головного мозга. С ее помощью можно довольно точно измерить уровень возбуждения в тех участках мозга, которые ответственны за наше эмоциональное состояние, то есть в буквальном смысле – измерить степень радости.

С использованием обоих этих приемов достоверно установлено – третье место радует больше, чем второе! Чем объяснить этот парадокс, противоречащий, казалось бы, самому здравому смыслу?

Американский психолог Питер Юбель из Университета Мичигана, осуществивший данное исследование, полагает, что в оценке своих достижений люди всегда руководствуются сравнением с другими. Серебряные медалисты считают, что чуть-чуть «не дотянули» до золота, и сильно из-за этого переживают. Занявшие третье место чаще оглядываются на тех, кто вообще не достиг пьедестала, — бронзовый призер чуть было не оказался среди них, однако вырвался вперед и получил-таки свою медаль!

Поучительный урок для всех нас – душевное самочувствие напрямую зависит от того, с кем мы себя сравниваем!

По материалам Journal of Personality and Social Psychology

 

АНКЕТА В ПОМОЩЬ ДВОЕЧНИКУ

Показательное для современной Америки исследование проведено группой ученых из Йельского и Стэнфордского университетов. Оно посвящено весьма болезненной проблеме современной образовательной системы Америки  — низкой успеваемости афроамериканских школьников. Во всей Америке успеваемость негров в среднем существенно ниже, чем у их белых сверстников.

В связи с этим сформировался стереотип расовых умственных различий между белыми и черными американцами. Этот стереотип негативно влияет на самооценку учеников. Помимо этого, заведомо низкие ожидания порождают страх перед возможным фиаско, что, безусловно, увеличивает вероятность провала. В результате число двоечников среди афроамериканцев растет как снежный ком: это самоподдерживающаяся система. Аналогично, от толстых детей мы не ожидаем серьезных спортивных успехов, и, следуя стереотипному отношению, толстый ребенок и сам от себя многого не ожидает и не старается добиться успеха.

Эксперименты, проведенные в провинциальных школах на северо-востоке США, показали, что заколдованный круг можно разорвать. И это не так уж сложно. Работа психологов состояла в следующем. Учителей одного из предметов (какого именно, в статье не сообщается, говорится лишь, что для него стереотипное отношение не связано с полом ученика; например, в математике стереотипы указывают на мужское превосходство, а в литературе — на женское) попросили раздать на уроке ученикам именные конвертики с анкетой. Ученики седьмых классов были случайным образом разбиты на контрольную (119 человек) и экспериментальную (124) группы. Анкета учеников экспериментальной группы должна была повысить их самооценку, анкета контрольной группы — нет. В анкетах экспериментальной группы нужно было отметить галочкой наивысшую для ученика ценность (предлагался список ценностей, таких как «отношения с друзьями», «успехи в искусстве» и т.п.) и написать, почему сделан именно этот выбор. В анкетах контрольной группы нужно было отметить наименьшую ценность и написать, почему она может быть важна для кого-то другого.

Повторный эксперимент проводился годом позже и с другой группой семиклассников. Во втором эксперименте предлагалось выбрать не одну, а несколько наивысших (для экспериментальной группы) и наименьших (для контроля) ценностей. Анкета экспериментальной группы представляет собой стандартную методику для повышения самооценки. Удивительно, но это минимальное на первый взгляд вмешательство привело к видимым результатам. Почти все афроамериканские школьники повысили свою успеваемость.

Углубленное анкетирование во втором эксперименте еще больше улучшило ситуацию (оценки в первом эксперименте увеличились на 0,26 балла, во втором случае  — на 0,34). В целом число двоечников среди них уменьшилось более чем вдвое: с 20 до 9%! Разрыв между успеваемостью белых и черных учеников сократился на 40%. При этом улучшились оценки не только у двоечников, но и у троечников и хорошистов. Число отличников, правда, не изменилось.

Зато, как показал строгий статистический анализ, психологическое вмешательство по увеличению самооценки не повлияло на успеваемость белых школьников. Очевидно, эта группа учеников и без того уверена в своих силах, и свои двойки они получают вне зависимости от общественных предрассудков.

Для российской школы этот эксперимент может показаться неактуальным. В нем, однако, обращает на себя внимание важная деталь: столь микроскопическое воздействие, каким является однократное анкетирование, заставляющее ученика на 15 минут задуматься: «Что же для меня важно в жизни и кто я, собственно, такой?», приводит к таким серьезным результатам. Авторы работы подчеркивают, что роль не видимых глазу событий в школьной жизни может оказаться огромной. Такие события играют роль пусковых механизмов в психических процессах школьника, и их нельзя упускать из виду во время воспитательной и образовательной деятельности.

По материалам Science, 2006, № 313

Подготовил Сергей СТЕПАНОВ

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Сильверэкспо». Компания «Сильверэкспо» предлагает по выгодной цене приобрести высококачественные изделия из серебра. Посетив официальный интернет магазин компании «Сильверэкспо», Вы сможете заказать столовое серебро, не покидая кресла за Вашим компьютером. К Вашему вниманию представлены стаканы, рюмки, фужеры, тарелки, кружки, ложки и многая другая серебряная посуда, а фотографии внешнего вида и онлайн консультант помогут с выбором покупки. Посетить интернет магазин компании «Сильверэкспо» можно по адресу http://silverone.ru/