Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Зигмунд Фрейд

Х.Р. Касафонт
М.: АСТ, 2006

Любой психолог о Фрейде и его учении знает немало (а коли мало — то психолог ли это?), и удивить его чем-то, ранее не известным, не так-то просто. Правда, книга испанского автора Хосепа Рамона Касафонта написана не столько для психологов, сколько для тех, кого принято именовать широким кругом читателей. Однако и психолог, за исключением разве что особо дотошных исследователей истории психоанализа, может воспользоваться ею для расширения своей эрудиции. Свою книгу автор начинает завлекательной преамбулой «Знаете ли вы, что…», следом перечисляя весьма интересные факты:
— Фрейд появился на свет на наковальне кузнеца;
— боялся путешествовать на поезде;
— ненавидел кино;
— впадал в неистовство, когда его фотографировали, и пр.
Признайтесь: вы заинтересовались, не правда ли? В наше время массового интереса к жизни знаменитостей книга просто обречена на успех, тем более что Фрейд — всем знаменитостям знаменитость. Многие ли вспомнят лет хотя бы через двадцать про кичливый пустоцвет нынешней поп-культуры, чьи портреты украшают обложки бесчисленных глянцевых журналов? А про Фрейда пишут и читают уже более ста лет, и интерес к его личности и трудам хотя и спал в последние годы, но вряд ли когда-нибудь сойдет на нет.
В отличие от простого читателя, которого увлекут интересные подробности жизни основателя психоанализа, психолога скорее привлечет вторая часть книги, посвященная его основным трудам, представленным в хронологическом порядке их появления. Конспективное изложение содержания работ Фрейда послужит углублению представлений многих профессиональных психологов о сущности психоанализа. Что же касается отдельных глав, посвященных отношению Фрейда к оккультным наукам, роли психоанализа в искусстве и гуманитарных науках ХХ века, то они, к сожалению, слишком лаконичны, чтобы быть интересными.
Не слишком большую ценность представляет и заключающее книгу интервью автора с двумя совершенно неизвестными у нас (да и вообще, вероятно, где-либо за пределами Испании) членами Испанской психоаналитической ассоциации. Понятно, что у психоаналитиков в адрес отца-основателя находятся только славословия, а перспективы психоанализа видятся им самыми радужными. Критика фрейдизма в книге не представлена вообще, что сильно снижает доверие к объективности автора.
Знакомясь с этой работой, знатоки психоанализа не раз потешат свою самооценку, подмечая разнообразные ошибки и неточности, которые по вине то ли автора, то ли переводчика, то ли редактора в книгу прокрались. Правда, настоящие знатоки предмета вряд ли станут с книгой подробно знакомиться, так как с первого взгляда очевидно, что она предназначается не им.
Эту книгу правильнее было бы назвать «Жизнь и труды Зигмунда Фрейда в общедоступном изложении». После ее прочтения знатоком фрейдизма вы, конечно, не станете, но достаточно полное и разностороннее знакомство с творческой биографией Фрейда и его ключевыми идеями она обеспечит.

Сергей СТЕПАНОВ