Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2007


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Парсонс и теперь живее всех живых

Заметки профконсультанта

Кому нужна помощь в выборе профессии?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем выяснить, кому она не нужна и почему.

Помощь в выборе профессии не нужна тому, кто не может выбрать из нескольких вариантов. Потому что для человека, обладающего набором жизненно важных качеств, среди которых любовь к людям и труду, способность к самообучению и саморазвитию, самостоятельность в мышлении и поступках, совершенно неважно, каким образом, в каком объеме и в какой последовательности будут реализованы его профессиональные и жизненные планы: от перемены мест слагаемых результат не меняется. Поэтому на вопрос: «Какую профессию мне выбрать?» — есть только один ответ: «Выбирай любую. Если ты будешь любить то, что делаешь, тогда у тебя все получится!»

Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать прекрасным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Кто такой А.П. Бородин, если музыканты считают его великим композитором, а ученые — великим химиком? «Если бы мне сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.

Когда варианты равноценны, решающими могут оказаться второстепенные факторы — близость учебного заведения к дому (или, наоборот, желание уехать подальше от дома), семейные традиции, совет или пример авторитетного взрослого, хорошая компания, льготы при поступлении в вуз и т.п. Кстати, в древности и в Средние века профессию за ребенка выбирали взрослые, которые с рождения наблюдали за ним, давали ему возможность пробовать себя в разных видах деятельности, с первых лет жизни исподволь приучая к труду. Нередко будущую профессию определял жребий. И таких проблем, как сегодня, почему-то не было.

Тому, у кого нет никаких вариантов, помогать надо было десять–пятнадцать лет назад. Теперь уже поздно. Время, когда закладываются основы личности, упущено безвозвратно. Поэтому на вопрос: «Какая профессия мне подходит?» — можно ответить так: «выбирай любую, но не рассчитывай на профессиональный успех!» И в этом случае тоже многое зависит от перечисленных факторов (тех, которые принято называть «ошибками в выборе профессии»). Несамостоятельный и зависимый от чужого мнения человек часто выбирает профессию из соображений престижа. Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С. Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

И уж совершенно не нужна помощь в выборе профессии тому, кто точно знает, кем он хочет стать. И тут главное — не мешать. В этом случае лучшее, что может сделать взрослый, — дать полную и достоверную информацию об интересующей ребенка профессии, поддержать и ободрить, а не говорить об отсутствующих способностях или слабо развитых профессиональный качествах.

Выдающийся русский психолог Б.М. Теплов отмечал, что «никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения».

В.Н. Дружинин, ссылаясь на теорию «порога интеллекта» Д. Перкинса и У. Шнейдера, подчеркивал, что для каждой профессии существует некий минимально необходимый уровень способностей, ниже которого невозможно оптимально выполнять профессиональные действия, а далее трудовая успешность определяется мотивацией, характерологией, системой ценностей и пр.

А если насаждается система ценностей, формирующая особый тип личности, который Э. Фромм назвал «рыночным»? Известно, что «рыночная личность» воспринимает себя и других как товар, который можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа — карьера и деньги. Их отличительные особенности — честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. Вроде бы, ничего страшного. Однако посмотрим, как эти качества соотносятся с самым употребляемым в последние годы словом «эффективность». Попробуем ответить на вопрос: какая личность эффективна, а какая — нет?

Во-первых, эффективна нравственная личность. Она работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном и личностном росте.

Неэффективная личность работает узко — «за деньги». Можно ли побеждать в спорте и войнах, создавать великие произведения искусства или делать научные открытия, если цель — призы, трофеи, гонорары, премии? Вряд ли.

Во-вторых, эффективна развивающаяся личность. Основа развития человека — его саморазвитие. Основа образования — самообразование. Для того, кто нацелен на самообразование, пригодны любые формы образования. Развитие — это движение вперед и вверх против «общественного ветра» (К. Ясперс) и вопреки собственной инерции.

В-третьих, эффективна самостоятельно мыслящая личность, то есть обладающая высокой социальной автономностью, критически настроенная по отношению к целям и ценностям социума. Социальные стереотипы, как и образы масс-культуры, блокируют фантазию и творческие возможности личности, низводя ее до уровня социально приемлемой посредственности.

Круг замкнулся. Сможем воспитать в наших детях эти качества — решим множество экономических, социальных и психологических проблем. Только надо самим определиться с приоритетами — целями. А средства всегда найдутся.

Приближается 100-летний юбилей события, которое во многом определило развитие современной профориентации. В 1908 г. американский ученый Ф. Парсонс предложил на первый взгляд логичную модель профессионального выбора. По его мнению, достаточно «просчитать» человека с помощью хитроумных тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с «подходящей» профессией. Тогда всем будет хорошо.

Ничего не получилось.

Парсонс и теперь живее всех живых…

Галина РЕЗАПКИНА