Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2007


ГИЛЬДИЯ

Александр Шувалов
Александр Шувалов

«Как вы считаете, какая из профессий оказала наибольшее влияние на развитие человеческой цивилизации в XX веке?» — неоднократно спрашивал я у коллег и слышал в ответ самые разные и вполне резонные точки зрения. В потоке мнений среди прочих как-то затерялась профессия инженера — одна из самых востребованных, чей авторитет, между прочим, сегодня непререкаем. Лично я отдаю пальму первенства ей. Ведь благодаря полету инженерной мысли самые смелые и казавшиеся невероятными идеи получили реальное воплощение. Чем инженерный навык может быть интересен и поучителен нашему профессиональному сословию? Полагаю, что гармоничным сочетанием эвристичности и систематичности мышления, конструктивности и мастеровитости, благодаря чему замыслы материализуются, нередко превосходя ожидания.

ЗНАНИЕ, ВЫДУМКА,
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ

Как определить суть?

Практический психолог в рамках своего профессионализма должен быть вооружен знанием «что делать?» (содержание профессиональной деятельности), «каким образом?» (средства и способы работы), «на каких основаниях?» (базовые научные представления, правовые и этические нормы) и «ради чего?» (исходные профессионально значимые ценности).

Эти вопросы фиксируют координаты инжиниринга профессиональной деятельности. Термин «инжиниринг» является производным от латинского ingenium — знание, выдумка, изобретательность и означает конструктивное оформление (выстраивание) деятельности специалиста или подразделения; доведение профессиональных замыслов до этапа их практического осуществления; систему мер по подготовке и организации практической работы.

Определяясь с содержанием персональной деятельности, педагогам-психологам следует учесть одно существенное обстоятельство: практическая психология не имеет однозначного понимания. Выделены два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения: во-первых, практическая психология представляет собой психологическое обеспечение различных сфер деятельности — здравоохранения, образования, производства и др., во-вторых, создает особую сферу психологических услуг. Два типа задач представлены в структуре психологической службы образования в виде прикладного и практического аспектов. Специфика прикладного подхода — изучение психологической реальности в интересах педагогической деятельности; практический аспект предполагает организацию непосредственной работы психологов с этой реальностью в системе образования.

Педагогическая или, например, клиническая деятельность имеют давние профессиональные традиции и признание среди людей. Они не только научно описаны, но и по-житейски понятны: преподаватель — учит, врач — лечит. Можно ли дать лаконичное определение деятельности психолога? Мы провели экспресс-анализ вопроса, предлагая односложно определить суть работы практического психолога. Среди опрошенных были профессиональные психологи, студенты, получающие базовое психологическое образование, и люди, не имеющие к профессии психолога прямого отношения. В итоге все три категории респондентов в большинстве своем дали определение: «практический психолог — тот, кто помогает...»

В разных аспектах

Результаты упомянутого опроса можно использовать в качестве аргумента и определить функцию практического психолога как оказание квалифицированной психологической помощи. Получается, что в прикладном аспекте в ней заинтересованы другие специалисты. Благодаря кооперации с психологом их деятельность согласуется с закономерностями душевной жизни людей, становится еще более осмысленной и эффективной. Особое значение это имеет для гуманитарных сфер, прежде всего — образования и здравоохранения. Можно сказать, что психологи, использующие технологии сопровождения, помогают педагогам обучать и воспитывать детей; врачам — лечить и восстанавливать людей после болезни.

В практическом аспекте психолог помогает уже не специалисту — учить или лечить, а непосредственно другому человеку (по распространенному в профессиональной субкультуре определению — «клиенту») учиться, лечиться, интегрировать жизненный опыт прошлого, рефлектировать настоящее, проектировать будущее, стойко переживать проблемные ситуации и использовать их для своего развития, повышать качество индивидуальной жизни, наполняя ее смыслом.

В прикладном аспекте работа педагога-психолога ориентирована на цели и ресурсы образовательного учреждения. Ключевые позиции здесь занимают педагоги. Функция психолога — содействовать работникам образования в грамотном использовании психологических знаний и эффективном решении педагогических задач. В практическом аспекте психологическая помощь реализуется в ответ на запрос со стороны детей или родителей. Здесь работа педагога-психолога, действующего в интересах ребенка, нацелена на своевременное предупреждение или преодоление конкретных психологических проблем и оптимизацию родительско-детских отношений в рамках системы семейного воспитания.

Правовые основания профессиональной деятельности определены в нормативных документах, моральные нормы отражены в кодексе профессиональной этики, с ними нужно ознакомиться и принять к сведению, научиться руководствоваться ими. В методологии, высвечивающей цели и возможности практики и в этой связи назначение и механизмы действия методик, важно разобраться.

Альфа и омега

Так уж повелось, что практические психологи, с неизменным энтузиазмом пополняя багаж диагностических методик и коррекционных приемов, сосредоточиваются, главным образом, на процедурной части работы. Иногда случаются курьезы, когда не цели деятельности мобилизуют адекватные инструментальные средства, а скорее наоборот, когда эффектность подменяет эффективность. А это — верные признаки профессиональной близорукости и самонадеянности, от которых предостерегал еще Л.С. Выготский, называя их «фельдшеризмом».

Профессиональное мышление необходимо тренировать, методологическую рефлексию — развивать. И начать можно с выделения смыслообразующего и системообразующего понятия как доминанты своей профессиональной деятельности, которое

наиболее точно, полно и емко выражает конкретный профессиональный замысел;

определяет цель и описывает предполагаемый результат деятельности;

фиксирует условия и средства достижения результата;

позволяет вывести критерии и способы оценки эффективности работы.

В качестве примеров можно назвать такие научно проработанные понятия, как «психологическая культура», «психологическое здоровье», «психологическая готовность ребенка к школе».

При обращении к тем или иным психологическим теориям и методам чрезвычайно важен «взгляд вглубь» — вплоть до ценностных оснований. Ни содержание, ни способы работы психолога (как и любого специалиста гуманитарного профиля), по сути, не являются идеологически нейтральными: за ними всегда (чаще всего имплицитно) стоят те или иные ценности и идеалы.

Недооценка роли ценностного плана может приводить к «скрытым» результатам работы, которые не только не планируются, но и, возможно, вступают в противоречие с намерениями специалиста. Поэтому и требуется мировоззренческое усилие, направленное на выработку системы взглядов, принципов и убеждений, определяющих профессиональную позицию; на осмысление современных социокультурных тенденций1 и оценку их влияния на здоровье и развитие детей; на определение ценностных приоритетов и постановку профессиональной сверхзадачи.

Здесь стержневым является вопрос «ради чего?» — как точка отсчета, альфа и омега профессиональной деятельности, как индикатор личностной зрелости специалиста, ибо на этот вопрос отвечать словами, не становящимися делами, грешно: «ПУСТЬ ТВОЕ «ДА» БУДЕТ «ДА», А ЧТО СВЕРХ ТОГО, ТО ОТ ЛУКАВОГО».


1 Попытка решения этой задачи была предпринята автором на II Неделе школьной психологии (см. Шувалов А.В. Присоединимся к меньшинству // Школьный психолог, № 3, 2006).

Александр ШУВАЛОВ,
кандидат психологических наук,
руководитель психологической службы
ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово»,
Москва
www.lefort.ru