Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2007


ГИЛЬДИЯ

ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ

Александра Теплицкая
Александра
Теплицкая

Мы с коллегой провели сутки в поезде, пока добирались до места проведения III Всероссийской недели школьной психологии. Разговор зашел о специфике профессии школьного психолога. Чем дольше я работаю в школе, тем больше осознаю отличие школьного психолога от психологов ПМС-центров, семейных консультантов, бизнес-тренеров и др. Школьный психолог поставлен в достаточно жесткие рамки. Он не обладает административными функциями, у него нет возможностей психотерапевта, семейного консультанта. Непосредственная включенность в школьную жизнь накладывает на психолога ряд серьезных ограничений, но она же дает в руки грамотного специалиста такие инструменты, которых нет у специалистов в смежных областях. Школьный психолог, как никакой другой, имеет возможность влиять на социально значимое окружение школьника — его сверстников, педагогов, администрацию.

Решая профессиональные задачи, мы используем как прямое влияние на ребенка (индивидуальные консультации, тренинги, уроки психологии, психологические игры), так и косвенное — взаимодействие с его окружением (родительские собрания, семинары, тренинги для педагогов), а также создание ситуаций, работающих на ребенка. Но если специальным психологическим процедурам обучают в институтах, их регистрируют в рабочих журналах, то приемам косвенного влияния в профессиональной литературе и учебниках уделено гораздо меньше внимания.

Очевидно, что школьный психолог так или иначе со средой работает. Но всегда ли у него есть возможность обдумать этот опыт, как-то его структурировать? Мне кажется, что действует он в такой ситуации скорее интуитивно. Вот эти размышления и привели меня к неожиданной для самой себя идее обсудить этот вопрос с коллегами, а формат «Гайд-парка», предложенный организаторами III Всероссийской недели школьной психологии, как нельзя лучше подошел для этого.

Попытка обобщить и систематизировать и свой опыт, и опыт коллег в этой области и стала целью встречи, названной «Возможности школьного психолога в работе со средой». В данном случае под работой со средой я подразумеваю опосредованное влияние на ближайшее значимое окружение ребенка с целью создания благоприятной для него ситуации развития. То есть в отличие от традиционной схемы психолог — ребенок, где психолог использует профессиональные приемы и методы влияния в специально заданном пространстве (кабинет психолога, тренинговый зал), в средовом подходе работает схема психолог — окружение — ребенок, где пространство влияния — школа, а средства влияния не связаны с какой-либо отдельной профессиональной позицией.

Встреча началась с небольшой разминки, затем участники разделились на группы, каждая из которых обсудила возможные варианты решения конкретных проблем в свете средового подхода. Проблемы, предложенные самими участниками для обсуждения, были самые разные: появление в классе ученика, имеющего особенности в развитии, потеря авторитета взрослых у группы учащихся, нарушение контакта между девочкой-подростком и ее мамой. Спектр предложенных каждой группой вариантов решения проблем с использованием косвенного влияния был разнообразен. К сожалению, на самое главное — обобщение полученного материала — времени не хватило.

Уже приехав домой, я вернулась к этим записям. И, внимательно просмотрев их, поняла, что во всех предложенных решениях прослеживается общая структура. В итоге удалось выделить несколько приемов, часть из которых предполагает использование в целях решения психологических задач традиционных школьных мероприятий:

– Участие в классических школьных мероприятиях: конкурс, викторина, выпуск стенгазеты. Таким образом психолог получает возможность привлечь внимание детей и взрослых к какой-либо проблеме или событию. Для кого-то из участников такое мероприятие может стать хорошей поддержкой. Пример: организация конкурса на лучшего учителя — с целью повышения рейтинга учителей; выпуск фотогазеты на тему прошедшего похода, где видны значимые дела ребенка-аутсайдера. Или конкурс сочинений (с участием детей и родителей) «Моя первая учительница» как возможность повышения рейтинга учителей начальной школы.

– Участие в «корпоративных» мероприятиях – совместных поездках, походах и пр. Это классика и школьной, и корпоративной культуры. Целью таких мероприятий является сплочение коллектива. Пример: организация совместных выездов на экскурсию (учащиеся, ученики, родители), совместный поход (с активным участием родителей ребенка-аутсайдера).

– Работа над имиджем педагогов и учащихся. Для того чтобы наладить доброжелательные отношения между ребенком-изгоем и остальными детьми класса, важно донести до школьника или его родителей мысль о том, насколько важно следить за внешним видом, одеждой, стилем — дети очень чутко обращают на это внимание. изменение стиля педагога (его внешнего вида, манер, речи) также может существенным образом сказаться на его взаимоотношениях с детьми и коллегами.

– Влияние на детский коллектив через неформальных лидеров класса. Например, если в классе ожидается новенький с особенностями в развитии, в первую очередь важно, чтобы позитивно и доброжелательно были настроены именно лидеры класса.

Оказалось, что работа с окружением ребенка может быть очень интересной

Оказалось,
что работа с окружением ребенка
может быть очень интересной

– Подарок — как подтверждение хорошего отношения. Это могут быть специально сделанные детьми подарки будущему новенькому (как традиция класса), а может быть просто внимание, проявление симпатии к ребенку со стороны значимого для детей взрослого.

– Создание ситуаций успеха в учебной или внеучебной деятельности. Например, победа в каком-либо конкурсе, соревновании, положительная оценка деятельности со стороны значимых взрослых и пр.

– Передача ответственности (ответственная роль в каком-либо школьном мероприятии, проектной работе).

– Организация внутришкольных сообществ. Целью может быть создание референтной группы для подростка или легализация какого-то увлечения. Например, создание фан-клуба любимой певицы.

Безусловно, приведенные выше примеры не охватывают всех возможных вариантов, скорее это обобщение конкретного опыта участников обсуждения.

Хочу выразить огромную благодарность моим соавторам — тем людям, которые откликнулись и приняли участие в обсуждении. Очень хочется надеяться, что у участников встречи остались приятные впечатления от общения с коллегами, а также появились интересные идеи о способах и приемах работы и желание их реализовывать.

Александра ТЕПЛИЦКАЯ,
педагог-психолог
НОУ СОШ «Росинка»,
Москва