Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Работа психолога с застенчивыми детьми

Л.И. Катаева
М.: Книголюб, 2005

В практической психологии есть «вечные» темы, которые, несмотря на то что получили отражение в многочисленных методических пособиях и периодических изданиях, продолжают оставаться актуальными. Проблема детской застенчивости — одна из таких проблем, привлекающих внимание практиков и теоретиков, педагогов и родителей. Поэтому не приходится сомневаться, что брошюра, вышедшая в серии «Психологическая служба», окажется полезной для достаточно широкого круга читателей. Причем застенчивость — такая особенность личности, которая порой сопровождает человека всю жизнь, и становится понятным, насколько важно научить ребенка как можно раньше справляться с трудностями, обусловленными замкнутостью и нерешительностью.
Небольшой формат издания — в брошюре всего 56 страниц — адекватен предпринятой автором попытке представить конкретную программу коррекционной работы с дошкольниками 4–6 лет. Занятия по задумке автора проводятся с октября по апрель один раз в неделю или три с половиной месяца по два раза в неделю. При изложении автор четко формулирует цель каждого занятия и описывает его ход. Тем самым психологи получают возможность, опираясь на материалы пособия, организовать цикл групповых занятий в своем дошкольном учреждении с учетом психологических особенностей посещающих его детей. Подробные описания, построенные с опорой на собственный опыт, а не на умозрительные рассуждения, значительно повышают доверие к авторским рекомендациям. Тем более что данная система занятий, как отмечается в брошюре, проверялась в течение нескольких лет и показала высокую результативность.
Описание занятий предваряет небольшое «Введение», которое также содержит в себе несколько полезных советов. В частности, автор обращает внимание на необходимость выработки правильного стиля общения с застенчивыми детьми, предполагающего, прежде всего, расширение круга их общения. В этой связи не менее важной видится также подготовка детей, не испытывающих трудностей в общении, к пониманию того, что учет индивидуальных особенностей собеседника — такое же необходимое условие организации диалога, как и умение выслушать другого человека и аргументированно ему возразить. Не секрет, что застенчивые дети нередко не могут справиться с нерешительностью именно по причине отсутствия доброжелательного к себе отношения. Таким образом, психологическая работа с проблемой, получившей в психологии название «застенчивость», предполагает работу с целым детским коллективом.
В заключение следует отметить три момента. Во-первых, предлагаемые занятия могут проводиться не только психологом, но и педагогом детского сада. Во-вторых, они будут полезны всем, а не только застенчивым детям при подготовке их к обучению в школе, так как направлены на развитие навыков общения и регуляции своего поведения. В третьих, это пособие может быть рекомендовано и родителям в силу того, что коррекционная работа включает в себя проигрывание ситуаций повседневного общения.

Марина СТЕПАНОВА