Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологическая готовность ребенка
к обучению в школе

Учебное пособие

Н.И. Вьюнова,
К.М. Гайдар, Л.В. Темнова
М.: Академический Проект, 2005

Книга, заявленная как учебное пособие, на самом деле выходит далеко за рамки учебного издания и потому рассчитана не только на студентов, но и на широкий круг практикующих психологов образования. Это обусловлено прежде всего обсуждаемой авторами проблемой психологической готовности ребенка к школе, которая продолжает оставаться одной из самых важных в работе школьного психолога. И трудно предположить, что в будущем все потенциальные первоклассники, перешагнув порог школы, благополучно займут новую социальную позицию ученика. Значит, этой книге не грозит затеряться среди новинок психологической литературы.
Издание состоит их двух равных по объему самостоятельных частей, связанных тематически и содержательно.
В первой части освещены теоретические вопросы психологической готовности детей к школьному обучению. Опираясь как на классические в отечественной психологии исследования Выготского, Эльконина, Запорожца, Божович, так и на работы последних десятилетий, авторы подробно описывают психологические особенности дошкольного возраста, ставят проблему психологической готовности ребенка к обучению в школе, анализируют основные задачи в работе с детьми, поступающими в школу. Специальное внимание в пособии уделено вопросам коррекционных занятий с дошкольниками и младшими школьниками, которые оказались по тем или иным причинам не готовы к переходу на новую возрастную ступень. Эта часть полностью отвечает требованиям, предъявляемым к учебным изданиям и, вне всякого сомнения, может быть использована в качестве учебного пособия при изучении соответствующей дисциплины.
Вторая часть — «Приложения» — содержит описание методик диагностики психологической готовности к школе и развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста. Эта часть носит выраженный практико-ориентированный характер и может быть адресована прежде всего практикующим дошкольным и школьным психологам, а студенты найдут в ней материалы, полезные при выполнении заданий спецпрактикумов и спецсеминаров.
Между частями прослеживается тесная связь: например, если в первой выделяются составляющие психологической готовности (психомоторная, эмоционально-волевая, личностная и коммуникативная), то во второй дается описание соответствующих диагностических методик. Описанные приемы наверняка в большинстве своем хорошо знакомы читателям, но, собранные вместе, они могут лечь в основу разработки комплексной модели психологического сопровождения дошкольника и младшего школьника.
В заключение хочется обратить внимание на авторский коллектив книги: авторы имеют и стаж преподавания, и опыт практической работы, а это значит, что проблема психологической готовности им хорошо известна и с практической стороны, и как область психологических знаний, подлежащих усвоению.

Вера ПРАВДИНА