Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2007


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Мониторинг в «Логосе»

Cистема мониторинга, разработанная и используемая в нашей гимназии, является инструментом проверки и оценки эффективности содержания образования и применяемых методик обучения и воспитания. Программный комплекс «Мониторинговые исследования в учебном заведении» предназначен для оптимизации учебно-воспитательного процесса, сокращения непроизводительных затрат времени путем внедрения современных информационных технологий в социально-педагогические и психологические исследования.

С помощью мониторинга отслеживается уровень развития объективных и субъективных параметров образовательного процесса. К объективным параметрам мы относим результаты учебной деятельности учащихся (успеваемость), посещаемость, личные достижения и здоровье учащихся. Субъективные параметры формируются на основании суждений педагогов, родителей и учащихся о качестве организации учебно-воспитательного процесса в гимназии.

Исследования, проводимые в гимназии на протяжении учебного года
1. Мониторинг развития личности.
2. Социально-психологический мониторинг.
3. Мониторинг уровня воспитанности учащихся 4–5-х, 9–11-х классов.
4. Мониторинг уровня воспитанности учащихся 7-х, 9-х классов.
5. Мониторинг воспитательной системы гимназии.

Проведением мониторинговых исследований занимается социально-педагогическая и психологическая служба гимназии (СППС). Технология разработана совместно с методической службой и кафедрой воспитания гимназии. Реализация программно-методического комплекса — авторская разработка. Программный комплекс разработан на основе интернет-технологий. Наличие сетевого сервера позволяет организовать работу в локальной компьютерной сети учебного заведения и производить обработку данных. Подобный подход дает возможность за короткое время организовать массовые социально-педагогические и психологические исследования, избавить педагогов от рутинной ручной обработки данных, значительно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

На рынке компьютерных программ существует большое количество разработок психологических тестов, социально-психологических исследований. Однако их применение возможно только на одном компьютере в режиме индивидуальной работы. Сетевых версий либо не существует, либо качество разработок оставляет желать лучшего. Поэтому мы пошли по пути собственных разработок под конкретные задачи и условия учебного заведения. На первых этапах в работу включились выпускники гимназии, студенты-программисты. Позже программисты компьютерного центра освоили приемы разработки веб-приложений для интрасети компьютерного центра и гимназии.

Для проведения плановых исследований задействованы компьютерный центр гимназии и ресурс спецкурса «Основы информационных и мультимедийных технологий» во 2–11-х классах.

Остановимся более подробно на каждом из действующих модулей.

Мониторинг развития личности
«Ученик глазами учителя»

Мониторинг развития личности (МРЛ) разработан службой педагогов-психологов, методической службой и кафедрой воспитания гимназии. Основная цель мониторинга — сопоставление и согласование позиций субъектов оценивания. Вся информация носит субъективный характер, однако участие в процессе оценивания мягко стимулирует субъектов (экспертов) на осмысление процессов развития конкретной личности, что, несомненно, имеет позитивный смысл для всех участников мониторинга.

МРЛ проводится планово — два раза в год (декабрь, апрель), в нем принимают участие педагоги, работающие в 4–11-х классах. Для оценивания применяется следующая шкала: 0 — нет мнения (не знаю); 1, 2 — недостаточный уровень; 3, 4 — критический уровень; 5, 6, 7 — достаточный уровень;
8, 9 — высокий уровень. Полученные данные ранжируются по среднему баллу всех параметров учащегося, определяются уровни развития: высокий (9,00–8,00), достаточный (7,99–5,00), критический (4,99–2,00) и недостаточный уровень (1,99–1,00).

Технология позволила собрать и обработать 282 анкеты педагогов по 22 классам (в первом полугодии прошедшего учебного года). Учителя выступают в качестве экспертов уже пятый год подряд, уровень их компетентности в данном виде деятельности вызывает обоснованное уважение, достоверность данных высока. Вот почему в этом мониторинге не принимают участия педагоги, работающие в классе первый год. Данные обрабатываются, выпускается информационный бюллетень. Служба готовит рекомендации по использованию данных в работе:

1. Восприятие, анализ и осмысление материалов по классу, параллели, участку.

2. Обсуждение материалов на заседании предметной секции (кафедры).

3. Использование ориентировочных данных в образовательном процессе гимназии.

Параметры мониторинга развития личности
«Ученик глазами учителя»

1. Образовательная культура:

– сформированность общеучебных умений и навыков (умение пользоваться различными источниками знаний, планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать ее результаты и др.);

– умение выразительно, осмысленно читать (способность читать с соблюдением программных требований);

– умение достаточно быстро и правильно писать (способность писать с соблюдением программных требований);

– развитие речи (умение выразить свои мысли и рассказать о том, что видит, наблюдает, делает, о чем думает).

2. Интеллектуальная культура:

– быстро схватывает учебный материал;

– применяет на практике изученное;

– умеет думать — сопоставлять, сравнивать, анализировать, отделять знание от незнания;

– способен к критическому мышлению;

– стремится развивать свои интеллектуальные способности и качества и осваивать новые информационные поля.

3. Информационная культура:

– умение работать с печатными источниками информации (учебник, справочник, энциклопедия и др.);

– владение основами информационных и компьютерных технологий (загрузка программы, набор текста, создание презентаций и др.);

– умение работать с периферийными устройствами компьютера (принтер, сканер, CD-ROM и др.).

4. Культура труда:

– осознание труда как основы человеческого существования;

– добросовестное отношение к учению, труду (старательность, исполнительность);

– способность трудиться для блага общества, коллектива, других людей;

– участие в общественно-полезном труде;

– владение основами культуры всех видов труда: от духовного до ручного.

5. Коммуникативная культура:

– умение слушать собеседника;

– умение эмоционально сопереживать;

– умение разрешать конфликт;

– умение работать в группе, паре;

– умение публично выступать.

6. Нравственно-этическая культура:

– сформированность нравственных качеств (доброта, честность, совестливость, милосердие, порядочность);

– гуманное отношение к окружающему миру (людям, природе);

– точность и обязательность в обещаниях;

– умение строить шкалу ценностей.

7. Психологическая и духовная культура (способность к саморазвитию):

– самостоятельность;

– способность к адекватной самооценке;

– интерес к знаниям, выходящим за пределы школьных;

– умение ставить конкретные цели самообразования и достигать их;

– стремление к самопознанию, самореализации и самоактуализации;

– уровень волевого потенциала (терпение, настойчивость, сила воли в реализации желаний, потребностей, обязательств и планов).

8. Культура здорового образа жизни:

– отношение к своему здоровью как к ценности;

– наличие физической активности (регулярные занятия физкультурой и спортом);

– умение противостоять вредным привычкам;

– опрятный внешний вид и правильная осанка;

– сформированность гигиенических навыков и привычек;

– владение принципами культуры питания.

9. Эстетическая культура:

– умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от произведений искусства;

– наличие стремления к общению с искусством;

– способность художественно-творческого самовыражения;

– участие в конкурсах художественного творчества.

10. Национальная и гражданская культура:

– интерес и знание родного языка, истории, законов и культуры Беларуси;

– уважение правил, норм и законов жизни своего народа;

– чувство любви к родине;

– выполнение правил и законов жизни гимназии;

– осознание прав и обязанностей гимназиста.

Полученные данные обрабатываются, выводятся в виде сводных таблиц.

Таблица 1

Данные МРЛ за I полугодие 2005/2006 г.
6 «А» класс

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10    
И.Ф. О.к. Инт. к. Инф. к. К. тр. Комм. к. Нр.к. Cп. к с. К. ЗОЖ Эст. к. Нац. и гр. к. Сред. по уч-ку Рейтинг
1 А.Я. 7,88 7,88 7,38 7,75 7,63 8,29 8,00 8,00 8,15 8,29 7,93 6
2 Б.В. 7,38 7,5 7,63 6 6,88 6,86 6,86 6,72 7,15 6,86 6,99 18
3 Б.А. 8,64 8,75 8,5 8,5 8,25 8,43 8,58 8,43 8,43 8,43 8,5 2
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
21 Ч.Е. 8,45 8,34 8,23 8,56 8,45 8,5 8,39 8,39 8,39 8,25 8,4 4
22 Ч.Н. 8,25 8,25 8,14 8,39 8,39 8,29 8,15 8,29 8,29 8,15 8,26 5
23 Ш.А. 8,5 8,39 8,14 8,75 8,5 8,58 8,43 8,58 8,58 8,43 8,49 3
24 Ш.Е. 8,45 8,78 8,23 8,78 8,56 8,64 8,75 8,64 8,39 8,5 8,57 1
 

Ср. по кл.

7,33 7,42 7,33 7,21 7,35 7,58 7,35 7,59 7,78 7,68 7,44  
  6 «Б» 7,05 7,28 7,31 7,23 7,34 7,48 7,24 7,59 7,62 7,71 7,38  
  6 «В» 7,19 7,26 7,22 7,08 7,4 7,54 7,11 7,59 7,64 7,53 7,35  

Таблица 2

Карточка оценки воспитанности учащихся
4-го «В» класса педагогами и психологами

№ п/п Ф.И. ученика Сумма баллов Общий средний в % Уровень воспитанности Рейтинг
1 А.Л. 145,0 4,0 80,6 Оптимальный 7
2 Б.А. 131,0 3,6 72,8 Допустимый 14
3 В.Н. 117,0 3,3 65,0 Допустимый 22
4 Г.Л. 145,0 4,0 80,6 Оптимальный 8
5 Г.З. 128,0 3,6 71,1 Допустимый 18
... ... ... ... ... ...  
21 Ш.А. 123,0 3,4 68,3 Допустимый 20
22 Я.П. 126,0 3,5 70,0 Допустимый 19

Родителям учащихся 7-х и 9-х классов предлагается заполнить следующую форму.

Таблица 3

Карточка оценки воспитанности сына (дочери) родителями

Блоки Всегда Часто Иногда Никогда
I. Учеба
1) ответственно относится к учебе        
2) знания для него (нее) важнее, чем оценка        
3) планирует свою работу        
4) при подготовке к урокам использует        
дополнительные источники информации        
II. Общество
1) знает государственные символы Республики Беларусь        
2) гордится своей Родиной        
3) принимает идеологию белорусского государства        
4) соблюдает правила поведения в школе        
и общественных местах        
III. Труд
1) бережно относится к результатам труда человека        
2) умеет организовать свой труд, беречь свое и чужое время        
3) участвует в общественно полезной деятельности        
4) выполняет правила самообслуживания        
IV. Коллектив
1) помогает товарищам в трудную минуту        
2) проявляет инициативу в интересах коллектива        
3) добросовестно относится к общественным поручениям        
4) умеет слушать и уважать мнение других        
V. Семья
1) уважает достоинство каждого члена семьи        
2) заботливо относится ко всем членам семьи        
3) родители уважают мнение своего ребенка        
4) любит проводить время в кругу семьи        
VI. ЗОЖ
1) соблюдает правила личной гигиены        
2) занимается физкультурой и спортом        
3) соблюдает правила здорового образа жизни        
4) соблюдает правила поведения в природе        

_____________________________________________________________ (Ф.И.)_________ класс

Данные обрабатываются по специальным формулам. Обобщенные результаты представлены в следующем виде.

Таблица 4

Сводные данные мониторинга
уровня воспитанности учащихся 9-х классов

Класс Я и учеба Я и общество Я и труд Я и коллектив Я и семья Я и ЗОЖ Средний
1 9-й «А» 73,6% 87,7% 81,9% 79,3% 90,4% 88,1% 83,5%
2 9-й «Б» 80,1% 85,2% 83,0% 81,8% 82,2% 84,1% 82,7%
3 9-й «В» 79,4% 95,4% 85,3% 90,4% 95,4% 94,7% 90,1%
C средний 77,7% 89,4% 83,4% 83,8% 89,3% 88,9% 85,4%

Кол-во анкетируемых — 65 человек.

Анализ данных по мониторингу развития личности «Ученик глазами учителя» (МРЛ) позволяет сделать следующие выводы:

– 21,9% учащихся 4–11-х классов показали общий высокий уровень; 76,2% — достаточный; 1,86% — критический.

– Общий показатель по гимназии для 4–11-х классов составил 7,23 балла, что относится к достаточному уровню развития. Нет ни одного показателя, который бы соответствовал низкому или критическому уровню.

По итогам МРЛ за каждое полугодие выпускается информационный бюллетень, который содержит текстовую и графическую части. В бюллетене отражены результаты по гимназии, по классу в целом и по каждому из 10 критериев в частности. Тщательный анализ результатов МРЛ становится инструментом анализа эффективности работы воспитателя и педагогов в классе. На его основании воспитатель гимназического класса анализирует работу за месяц, полугодие, год, а также планирует дальнейшую работу.

Мы считаем, что участие в процессе оценивания учеников является эффективным способом анализа личностного развития каждого в процессе обучения и воспитания, формой работы для развития навыков рефлексии, поиска путей для дальнейшего определения зоны ближайшего развития и личного участия каждого учителя в становлении личности ученика.

Данные, полученные в результате проведения МРЛ, имеют большое значение для совершенствования образовательного процесса и являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов в классе.

Социально-психологический мониторинг

Служба педагогической поддержки гимназии берет на себя работу по изучению интересов, мотивов, системы ценностей, направленности личности учащихся. Знание этих параметров необходимо для обоснованного и осознанного выбора профессии каждым учащимся.

Диагностика склонностей, интереса к школьным предметам и сферам профессиональной деятельности проводится начиная с 7-го класса. Это необходимо не только для формирования мультипрофильных групп, но и для приобретения учащимися рефлексивного опыта: «Что я хочу? Что я могу?»

При помощи данного пакета программ можно проводить мониторинговые исследования по следующим направлениям:

1. Опросник Филиппса (изучение школьной тревожности);

2. Опросник Шмишека (изучение подростковых акцентуаций);

3. FPI (Фрайбургский личностный опросник — изучение личности подростка);

4. Профдиагностическая методика Е.А. Голомштока (изучение профессиональных намерений подростков и юношей);

5. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова;

6. Анкета «Отношение к учению».

Технология проведения исследований следующая: учащиеся при помощи программы Internet Explorer выходят на стартовую страницу программного комплекса, выбирают необходимое исследование, заполняют электронную анкету, регистрируются и сохраняют данные. Если соединение с сервером прошло успешно (как правило), ученик получает обработанные данные и краткую интерпретацию (при необходимости). После окончания занятия психолог имеет возможность получить итоговый протокол исследования либо подвергнуть полученные данные дополнительной обработке с помощью других приложений.

Результаты исследований актуальны и затребованы для изучения адаптационных процессов учащихся 1, 5 и 10-х классов при изменении условий обучения. На основе психологических данных формируются мультипрофильные группы обучения в 10-м классе, проводится профориентационная работа.

По результатам диагностики ведутся групповые и индивидуальные консультации для учащихся, их родителей. Особая роль возлагается на воспитателей гимназических классов. Получая консультации у педагогов-психологов, они проводят классные часы, другие воспитательные мероприятия с учетом индивидуальных потребностей и возможностей учащихся.

Мониторинг воспитанности учащихся

В течение последних лет одним из важнейших направлений в работе педагогов-психологов, кафедры воспитания является проведение мониторинга воспитанности учащихся, который включает в себя:

– мониторинг уровня воспитанности учащихся (4, 5, 9, 10, 11-е классы);

– мониторинг уровня воспитанности учащихся (7-е, 9-е классы);

– мониторинг воспитательной системы (10-е, 11-е классы).

Мониторинг качества воспитанияэто система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного воздействия. Субъекты мониторинга — учащиеся, педагоги и родители. Участники по предложенной шкале оценивают уровень воспитанности учащихся определенных классов. Параметры воспитанности разработаны специалистами областного управления образования и представляют собой описание личностных характеристик и свойств.

Для учащихся 4–5-х классов, например, используются следующие параметры:

1. Сообразительность
2. Любознательность
3. Самостоятельность
4. Сочувствие
5. Дружелюбие
6. Трудолюбие
7. Честность
8. Самокритичность
9. Дисциплинированность
10. Вежливость
11. Патриотизм
12. Стремление к здоровому образу жизни

Мониторинг уровня воспитанности проводится во всех школах Минской области (как правило, с использованием бумажных технологий). Накопленный нами опыт проведения массовых исследований в гимназии позволил быстро разработать компьютерный вариант проведения мониторинга.

Изучение уровня воспитанности школьников осуществляется с учетом их возрастных особенностей. Состояние эффективности воспитательной системы гимназии оценивается учащимися, родителями и педагогами 10–11-х классов.

Таким образом, разработанная система мониторинга качества образования в гимназии позволяет своевременно выявлять проблемные зоны образовательного процесса и учитывать их при дальнейшем планировании, координировать деятельность всех субъектов образовательного процесса, совершенствовать технологию информационно-аналитической деятельности и механизмы мониторинговых исследований.

Проверка на практике программного комплекса показала высокую эффективность разработанных программ. Особым ее достоинством является возможность для педагогов мгновенно получать обработанные результаты в виде таблиц, диаграмм и использовать их в своей работе.

Михаил ЖЕРНОСЕК,
педагог-психолог,
Вилейская гимназия № 1 «Логос»,
Республика Беларусь