Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2007


КОНКУРС

Всероссийский конкурс
психологических изданий

Многие психологи помнят те времена, когда найти не то что нужную, но и просто хорошую книгу по психологии было практически невозможно. Теперь ситуация коренным образом изменилась: большие и малые издательства выпускают в свет громадное количество психологической и околопсихологической литературы, оценить которую не в состоянии даже специалист. Я не имею в виду труды, именуемые «популярной психологией», которые содержат советы на все случаи жизни. Часто и книги солидных издательств с самыми серьезными названиями вызывают глубокое разочарование. Кроме того, незамеченными для читателей остаются многочисленные издания местных издательств и монографии, издаваемые вузами. А ведь многие из них достойны внимания не только ученых, но и практиков.

Чтобы разобраться в том, что хорошего есть на рынке психологической литературы, Федерацией психологов образования России при поддержке Департамента молодежной политики и социальной защиты детей Минобрнауки России год назад был объявлен I Всероссийский конкурс психологических изданий. Его основная задача — дать профессиональную оценку психологических работ, издающихся в России. А поскольку конкурс претендует на то, чтобы стать ежегодным, то его основной целью является повышение качества психологической литературы. Есть надежда, что участие в подобных конкурсах будет стимулировать творческий рост авторов, пропагандировать современные исследования и лучшие практические разработки в области психологии. Кроме того, это может сориентировать издателей в их вечном поиске хороших материалов.

На конкурс было представлено 77 изданий. Большое жюри конкурса возглавил директор Психологического института Российской академии образования, президент общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» В.В. Рубцов, а оргкомитет конкурса — директор Института психологии Российской академии наук, вице-президент Федерации психологов образования России А.Л. Журавлев.

Среди победителей — автор «Школьного психолога» А.В. Семенович
Среди победителей —
автор «Школьного психолога»
А.В. Семенович

Группа специалистов Института психологии РАН провела экспертизу представленных работ. Основными критериями их оценки выступили значимость издания для психологической теории и практики, новизна идей и методических решений, то, насколько современен представленный в нем исследовательский подход, подача материала. Учитывались четкость и точность изложения, логичность структуры книги, профессиональность языка и стиля изложения, а также способствует ли данная книга развитию и популяризации психологии в стране.

Результаты экспертизы были представлены на заседании президиума Федерации психологов образования России, где и были окончательно определены победители. Большое жюри приняло решение не присуждать дипломы победителей по номинациям «Лучшая книга по психологии для учителя», «Лучшая книга по психологии для детей» и «Лучшая популярная книга по психологии», ввиду того что работы, представленные на конкурс в этих номинациях, по оценкам экспертов не отвечали большинству предъявленных требований.

Награждение победителей конкурса состоялось 13 декабря в рамках III Национальной научно-практической конференции «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты». Награды вручали председатель жюри Виталий Владимирович Рубцов и члены жюри — исполнительный директор Федерации психологов образования России Елена Ивановна Метелькова и вице-президент Федерации Юрий Михайлович Забродин.

В.В. Рубцов вручает диплом победителя Е.С. Романовой

В.В. Рубцов вручает диплом победителя
Е.С. Романовой

И участники, и организаторы конкурса пришли к единому мнению, что подобные мероприятия не только приятны для победителей, но и полезны для всего психологического сообщества.

Ольга РЕШЕТНИКОВА