Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология конкуренции в обучении

А.Н. Поддьяков
М.: Изд. дом
ГУ ВШЭ, 2006

После прочтения названия у читателя может возникнуть предположение, что в книге пойдет речь о конкуренции, возникающей между участниками образовательного процесса. Ведь почти постоянно мы сталкиваемся в школе с явным или скрытым соревнованием между учащимися в процессе обучения, проявляющимся порой в достаточно неприглядных формах. Об этом тоже много написано в этой работе. Но автор понимает рассматриваемую проблему шире: он анализирует, кроме указанного аспекта, и конкуренцию образовательных парадигм, выделяемых современными исследователями, и конкуренцию средств диагностики развивающего эффекта обучения (в последнем случае он весьма интересно и ярко обсуждает потенциалы и ограничения тестов интеллекта и тестов креативности).
Но собственно о конкуренции в обучении в привычном для нас смысле А.Н. Поддьяков начинает говорить только примерно с середины книги. Очень объемный первый раздел посвящен серьезному методологическому разбору типов познавательного отношения к миру и возможностям изучения поведения сложных динамических систем. При этом он постоянно оперирует такими терминами, как «синергетика», «проблема многофакторного экспериментирования», «иллюзия универсального» и т.п.
Практический психолог образования, взявший в руки эту книжку с целью получения конкретных рекомендаций, как ему поступить, чтобы снизить или, наоборот, повысить уровень конкуренции между учащимися и помочь им получить больший развивающий эффект в обучении, может оказаться разочарованным. Речь здесь не идет о конкретных рекомендациях. Однако разочаровываться, на мой взгляд, не стоит. Ведь внимательный и вдумчивый читатель найдет здесь глубокие методологические построения, связанные с рассмотрением положений неклассической науки, идеи которой все более проникают в образование и помогают построить процесс обучения совершенно по-новому.
Лично меня очень заинтересовали идеи автора, связанные с ограничениями в использовании закона транзитивности, который часто воспринимается как логическая аксиома (суть: если по определенному признаку первый объект превосходит второй, второй превосходит третий, то первый превосходит по этому признаку третий), — это имеет прямое отношение к конкуренции. А.Н. Поддьяков на ярких примерах показывает относительность принципа транзитивности, что, по его мнению, может способствовать успешному решению комплексных проблем современной науки. Очевидный пример нарушения этого принципа, на мой взгляд, — детская игра «камень — ножницы — бумага», задающая логический круг превосходства.
Напрямую имеет отношение к практике анализ разнообразных последствий конкуренции между участниками процесса обучения (и не только между учениками, но и между обучающими и обучаемыми). Автор рассматривает такие процессы, как преднамеренное противодействие обучению конкурентов и «троянское обучение» — обучение тому, что на самом деле противоречит интересам обучаемых.
Конечно, книга А.Н. Поддьякова — не методическое пособие, а скорее научная монография. Но для практического психолога представление о современных научных идеях, имеющих значение для образования, лишним не будет.

Игорь ВАЧКОВ