Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2007
Недавно я услышал мнение одного довольно авторитетного человека о том, что с психологическими центрами надо поступить так же, как с залами игровых автоматов: закрыть или отправить в удаленные зоны. А то, дескать, много развелось всяких тренингов и прочих психологических «развлекалочек», на которых люди «зависают» и становятся зависимыми. На смену естественно возникшей у меня реакции протеста и несогласия пришли мысли о том, что подобные мнения не рождаются на голом месте. Значит, у некоторых людей есть основания для категорического неприятия психологов и психологической работы.
Захотелось разобраться, что же это за основания. После экспресс-опроса совсем, впрочем, нерепрезентативной выборки своих знакомых-непсихологов, имевших опыт общения с профессиональными психологами, я выяснил ряд мнений по этому поводу. Так вот, чаще всего причина недовольства психологами — безосновательная амбициозность последних. Иначе говоря, несоответствие самомнения и уровня профессионализма. Выражается это часто в том, что, много и напыщенно говоря о возможностях психологии (и своих, естественно), специалист оказывается неспособен оказать реальную психологическую помощь конкретному нуждающемуся человеку. А некоторые из таких «специалистов» сознательно затягивают людей на тренинги и семинары с единственной целью — облегчить их кошелек.
Разумеется, это относится далеко не ко всем психологам, тем более школьным. Пожалуй, можно утверждать, что таких среди нас совсем немного, но именно они зачастую создают негативную репутацию всей когорте профессионалов-психологов.
Давайте будем сами более жесткими к шарлатанам от психологии. Пусть осуждение профессионального сообщества поможет нам очиститься от недостойных. А для этого можно использовать и страницы «Школьного психолога».
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор