Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2007


ГИЛЬДИЯ

Акция «ПОДЕЛИСЬ УСПЕХОМ!»

День рождения — ключ к ребенку

Я работаю психологом в необычном детском саду. Он большой в прямом смысле слова. 21 группу детей не расположишь в приспособленном помещении. Кроме групповых комнат много специальных помещений: спортзалы, музыкальный зал, бассейн, библиотека для детей, театральная студия, кабинеты ИЗО, эколога, коррекционный центр... И руководит им не просто заведующая, а почетный железнодорожник Н.А. Лабутина, так как сад принадлежит ОАО «РЖД». Психолог в учреждении один, а детей около 450! Знать каждого малыша так, чтобы он бежал к тебе, раскинув руки, невозможно, однако никто не ускользает незамеченным.

А рассказать хочется вот о чем. Установить доверительные отношения с ребенком дошкольного возраста в короткий срок — задачка непростая. А надо провести обследование, самой в чем-то удостовериться, поиграть... Да мало ли какие задачи надо решить! И здесь есть только один путь — быть интересным для ребенка. У меня есть один беспроигрышный прием, чтобы настроить детей на сотрудничество, который срабатывает всегда, – это день рождения малыша, по сути — сверхсобытие для него.

И вот я начинаю расспрашивать: сколько тебе лет, а когда был день рождения? Зимой? Летом? Тогда было холодно или тепло? Кто приходил в гости? Что-то подарили? А чем угощали?

И многое становится ясным: и отношения семейные, и эмоциональность ребенка, его «архивная» память, а самое главное – после этого я могу продолжать работу с малышом. Он откликнулся, настроился, увидел во мне друга! Без такого «расположения» ребенка не провожу диагностических обследований, поскольку, не раскрывшись полностью, малыш не готов сотрудничать. Иногда эта тема звучит фрагментами и при других встречах. Устраиваем «мечталки»: а вот когда у тебя будет следующий день рождения, кого пригласишь, чем будешь угощать? Куда рассадишь гостей? (В ход идут карандаши и бумага.) Тебе, наверное, что-то подарят? Такие моменты особо важны, когда этот день не стал «особым», а мы его придумываем!

Если мой прием в работе с детьми старшего дошкольного возраста кому-то облегчит доступ к детскому сердечку, думаю, не зря я откликнулась на просьбу редакции рассказать о своем успехе так, как если бы я рассказывала о нем своему другу.

Любовь ЛОБАНОВА,
педагог-психолог
НДОУ № 208,
г. Нижнеудинск, Иркутская область