Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2007


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Программа
ДНЯ ПСИХОЛОГИИ
для учащихся начального звена общеобразовательной школы

Цель: активизация познавательного интереса, любознательности, учебной активности.

Задачи: расширение знаний о науке «психология», роли и месте психологических знаний в жизни человека; формирование чувства успешности; развитие учебной мотивации; расширение кругозора.

Форма проведения: в каждой параллели проводится по 4 урока: освобождается последний день перед каникулами. Кабинеты начальной школы оформляются как «станции», по которым путешествуют школьники (метод «вертушки»). Названия: «комната здоровья», «комната науки психологии», «комната счастья», «комната хорошего настроения», «комната творчества», «комната отдыха», «комната умных людей», «комната дружбы».

Для проведения Дня психологии психолог приглашает коллег либо привлекает педагогов. Каждый специалист работает в одной из «комнат», осуществляя запланированное занятие с классом, который посещает данную «станцию».

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

1-е классы

1) Психологическая разгрузка («комната отдыха») — 20 минут;

занятие на развитие мыслительных процессов («комната умных людей») — 20 минут (класс делится на две группы, которые меняются через 20 минут).

2) Занятие на сплочение («комната дружбы»).

3) Урок творчества («комната творчества»).

4) Урок рисования «Рисунок счастья» («комната счастья»).

2-е классы

1) Занятие на сплочение («комната дружбы»).

2) Урок здоровья («комната здоровья»).

3) Урок творчества («комната творчества»).

4) Занятие на развитие мыслительных процессов («комната умных людей») — 20 минут;

урок пения и хорошего настроения («комната хорошего настроения» ) — 20 минут, используются возможности караоке (класс делится на две группы, которые меняются через 20 минут).

3–4-е классы

1) Занятие на сплочение («комната дружбы»).

2) Сочинение («комната счастья»).

3) Урок истории психологии («комната науки психологии») — 20 минут;

занятие на развитие мыслительных процессов («комната умных людей») — 20 минут (класс делится на две группы, которые меняются через 20 минут).

4) Урок творчества («комната творчества»).

В начале дня все классы собираются в актовом зале, где торжественно объявляется открытие Дня психологии. Педагоги готовятся с психологом заранее. После проведения всех четырех уроков организуется общая линейка (в актовом зале), где объявляются итоги праздника, вручаются призы. Первоклассники и второклассники дарят свои открытки (изготовленные на уроках творчества) учащимся третьих и четвертых классов. Психолог объявляет о закрытии праздника, после этого можно провести чаепитие в каждом классе.

Такое мероприятие, как День психологии, позволяет создать хорошее настроение у детей и педагогов. Можно пригласить на праздник родителей детей. Если возможности (технические, материальные, организационные и др.) не позволяют охватить всю начальную школу, то можно проводить мероприятия по параллелям.

Ответственными за проведение мероприятий являются психолог и классный руководитель.

Мероприятия


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Групповое занятие «Мы вместе»
(1–2-е классы)

Дети сидят в кругу.

Разминка

а) Игра «На баржу грузили». Ведущий бросает мячик детям, и они называют все, что можно грузить на баржу и что начинается на букву «к». Например, котлеты, куриц, краски (можно выбрать любую букву).

б) Игра «Поменяйтесь местами». Ведущий задает признак. Те, кто соответствует этому признаку, меняются местами. На одного игрока не хватает стула. Во время перехода детей кто-то остается без стула, и он становится ведущим. Например, меняются местами те, кто любит мороженое; кто имеет домашних животных; у кого дома есть телевизор, и т.п. Необходимо следить за безопасностью!

Основная часть

а) Упражнение «Рукопожатие». Дети ходят по комнате (1–2 минуты). Задача: пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал. Рукопожатия должны быть мягкими, дружественными. Обсуждение: сколько рук ты пожал? как пожимал? улыбался ли ты при этом? Вывод: когда мы здороваемся с человеком, даже если при этом не пожимаем руки, то дарим частичку души, сердца, дарим тепло.

б) Стоя в кругу, дети улыбаются друг другу доброй улыбкой и здороваются глазами, держась при этом за руки.

в) Упражнение «Ласковое имя». Ребята сидят на стульчиках в кругу. По очереди каждый выходит в центр круга и бросает кому-нибудь мячик со словами: «Привет...» (ласковое имя) или просто называет имя, но очень доброжелательно. Необходимо следить за тем, чтобы мячик побывал у всех! Вывод: чтобы сохранялась дружба между людьми, важно обращаться друг к другу по имени и добрыми словами.

г) Упражнение «Таинственный незнакомец». Психолог объясняет детям, что он загадает кого-нибудь из них, кто и будет таинственным незнакомцем (незнакомкой). Далее называет характерные признаки этого ребенка, например: «У него голубые глаза, светлые волосы, красная кофта, он улыбчивый». Если дети догадаются, они должны начать улыбаться.

д) Упражнение «Распускающийся бутон». Дети встают в круг, держась за руки, и приседают на корточки. Им необходимо встать одновременно, не отпуская рук. Можно усложнить задачу: сесть на пол. Вторая часть упражнения: класс превращается в распускающийся бутон. Для этого дети должны отклониться назад, крепко держа друг друга за руки.

Рефлексия занятия.

Прощание. Все дети берутся за руки и произносят хором: «У меня хороший класс, у меня хорошие одноклассники».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Час психологической разгрузки
«Морское путешествие»

1. Приветствие.

2. Кинезиологическая гимнастика: упражнения «Колечки», «Браслеты».

3. Игра «Морские обитатели». Дети вытягивают карточки и с помощью жестов, мимики изображают морского жителя (звезду, акулу, медузу, осьминога, краба и др.).

4. Упражнение «Ракушки». Дети рассматривают камушки, ракушки.

5. Релаксация. Дети слушают звуки моря.

6. Обмен эмоциями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рисунок счастья

1. Приветствие

Хочется счастья вам пожелать,
Самое главное — не унывать.
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!

2. Разминка. Игра «Бывает...». Ведущий бросает мячик и говорит: «Дом бывает... дружба бывает... лед бывает...» и др., а ребенок называет прилагательное. Например, дружба бывает крепкой.

3. Беседа. Что такое счастье? В какие минуты человек чувствует себя счастливым? Что вы цените в жизни? Какие события вашей жизни вы можете назвать счастливыми ?

4. Рисование (с использованием музыки).

5. Обсуждение. Дети делятся своими впечатлениями.

6. Выставка рисунков в фойе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Урок творчества. Изготовление открыток

Дети делают закладки, открытки и др. по изготовленным заранее психологом шаблонам. Подписывают эти открытки добрыми словами, например: «Желаю хорошего настроения и хороших друзей». Детям необходимо принести клей и другие принадлежности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Урок здоровья
(2-й класс)

1. Приветствие

Психолог:

Хочется счастья вам пожелать,
Самое главное — не унывать.
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!

Ребенок:

Я хочу пожелать вам только удачи,
Чтоб радость шагала с вами всегда,
Чтоб здоровье, веселье и счастье в придачу
Были вместе с вами — и подальше беда.

2. Актуализация знаний

Психолог. Ребята, перечислите еще раз своими словами, что мы сейчас вам пожелали? (Радости, удачи, веселья, здоровья.)

Для чего люди желают друг другу много доброго? (Чтобы было приятно, чтобы создать хорошее настроение, все хотят дружить друг с другом).

Наше настроение влияет на наше здоровье? (Ответы детей.)

А что еще влияет на наше здоровье? (Ответы детей.)

Вот сегодня у нас урок здоровья. Поговорим, что значит быть здоровым.

3. Новый материал

а) Психолог. Для начала поработаем с пословицами о здоровье. Кто из вас знает пословицы о здоровье и какие? (Ответы детей.)

Ребята работают с карточками. Задание: восстановить пословицы, объяснить смысл. Психолог раздает детям карточки (1, 2), где написаны пословицы о здоровье, но не полностью. Ниже написаны окончания пословиц, необходимо составить пословицы целиком.

Карточка 1

1. Добрый человек_________________________________

2. Чем сердиться, лучше___________________________

Сделай доброе дело, чтобы_________________________

Ласковое слово, как_______________________________

Как утро начнешь, так и____________________________

Окончания пословиц:

весенний день
сердце пело
приятен людям
день проведешь
помириться

 

Карточка 2

1. Береги платье снову, а ___________________________

2. Труд — здоровье, лень____________________________

3. Здоровье________________________________________

4. Здоровья пожелаешь______________________________

5. Делу время, потехе________________________________

Окончания пословиц:

час
болезнь
здоровье смолоду
счастье повстречаешь
дороже богатства

Далее составляется «ромашка здоровья»: психолог заранее заготавливает ватман, где нарисована ромашка. Ребенок озвучивает составленную пословицу, подходит к столу психолога, находит эту пословицу в напечатанном виде и приклеивает эту полоску-карточку на ватман в лепесток ромашки. И таким образом восстанавливаются все пословицы и приклеиваются на ватман, создается «ромашка здоровья». Эта «ромашка» остается в классе на стенде.

Психолог. Много, оказывается, существует пословиц на эту тему (в дополнение):

Здоровому все здорово.
Здоровье не купишь.
Больному и мед горек.
Спешите делать добро.

Вывод: и тело, и душа человека должны быть здоровыми, надо по-доброму относиться к себе и другим людям.

б) Психолог. Чтобы попасть в страну «Здоровье» и быть здоровым, необходимо знать, что нельзя делать, что вредит здоровью и что надо делать, чтобы быть здоровым.

Психолог кидает детям мячик, и они отвечают на первый вопрос. Психолог подводит детей к следующим ответам.

Нельзя:

Лениться
Мало двигаться
Есть много сладкого, жареного
Ходить без шапки
Есть снег, сосать сосульки
Грустить, унывать
Простужаться

Ответ на второй вопрос дети оформляют в индивидуальных «ромашках здоровья». Для каждого ребенка приготовлен альбомный лист. Ребенок рисует ромашку (как на ватмане) и в лепестках пишет, что надо делать, чтобы быть здоровым. Работа выполняется индивидуально. Затем по желанию дети говорят по одному примеру. Психолог подводит детей к следующим ответам.

Надо:

Трудиться
Соблюдать чистоту
Закаляться
Делать зарядку
Весело жить
Смеяться
Дружить
Заниматься спортом
Бывать чаще на свежем воздухе
Соблюдать режим дня
Правильно питаться

Если дети не обозначат необходимые навыки по сохранению здоровья, то все дописывают вместе.

Психолог. Молодцы!

в) Дать определение здоровья

Дети пробуют определить понятие «здоровье». Психолог вывешивает на доску плакат. Вместе с детьми разбирается понятие и формулируется в соответствии с возрастом.

«Здоровье — это состояние, когда телу хорошо (все органы здоровы) и душе хорошо (человек счастлив)».

4. Закрепление

а) Чтение сказки под музыку

«Жил на свете один богатый император, у которого было много всего. Много коров, посуды, много земли, домов, дворцов. У него были леса и поля, луга и реки. И даже высокие горы со снежными вершинами и стекающими с них водопадами. И еще было у него много слуг, советников. И все его советники уже давно давали ему один мудрый совет:

– Женись! Пусть у тебя родятся дети, твои потомки, пусть жена твоя будет прекрасна, и пусть она любит тебя. Ведь без любви нет на свете счастья.

Но богатый император на это отвечал им:

– Я женюсь, когда буду владеть всем миром. Когда вокруг меня будет всё из золота и все это золото будет принадлежать мне!

Долго ли, коротко ли, но только один раз на охоте он чуть не наступил на маленькую голубую змейку. Таких змеек он никогда не видел, они не водились в его лесах. И он уже хотел раздавить ее своим сапогом, но змея взмолилась человеческим голосом:

– Не убивай меня, император. Я выполню любое твое желание.

Усмехнулся император, не поверил змее. Однако сказал:

– Хорошо. Я не убью тебя, но только сделай так, чтобы вокруг меня все было из золота.

Глядь, а у него в руках какая-то длинная тросточка появилась. Только коснулся он ею дерева — и дерево тут же стало золотым. Коснулся цветов — и цветы стали золотые. Коснулся своих слуг — и слуги застыли на месте, стали золотыми. И всё, чего касался император своей тросточкой, становилось золотым — и птицы, и деревья, и всё живое, и даже еда. Всё перестало двигаться и жить, издавать звуки и благоухать. Только блеск золота слепил глаза и кружил императору голову.

Наконец он проголодался и кликнул слуг. Но никто не пришел на его зов, никто не откликнулся. Тогда император сам отправился на поиски своих людей и еды. Но ему встречались лишь застывшие золотые фигуры. Еда тоже застыла и превратилась в золото. Было тихо и мертво.

Закричал от ужаса император, стал умолять свою тросточку расколдовать всех. Ему уже не нужно было так много золота. Вообще стало не нужно никакого золота. Самое лучшее золото — золото души, жизни, понял император.

Но увы, никто ему не ответил, по-прежнему тихо было вокруг. И среди всего этого золотого великолепия император в тоске и отчаянии, одиночестве и пустоте закончил свою жизнь».

Вывод: золото, богатство — в людях, дружбе, здоровье.

5. Итоги

Дети по кругу передают друг другу колокольчик, прощаются и желают добра.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Групповое занятие на сплочение «Мы вместе»
(3–4-е классы)

1. Разминка

а) Игра «На баржу грузили» (см. приложение 1).

б) Игра «Люди странного города». Ведущий рассказывает детям о сказочном городе, где на площади есть старинные часы. Как только часы бьют один раз, все жители этого города здороваются следующим образом: потирают друг другу ладошки, если часы бьют два раза — трутся спинками, если часы бьют три раза — прикасаются коленками друг к другу. Психолог дает команду, и все дети начинают ходить по комнате в свободном порядке. Психолог издает какой-нибудь звук, например: хлопает в ладоши, или стучит по столу, или звонит в звонок один, два или три раза, и дети начинают здороваться условным способом. Необходимо следить за безопасностью!

2. Основная часть

а) Упражнение «Найди того, кто ...»

Психолог развешивает по классу таблички, на которых написаны слова с нарисованными рожицами: «Да» — веселая рожица, «Нет» — грустная рожица, «Иногда, не всегда» — недоумевающая рожица. Психолог зачитывает разные утверждения. Если дети согласны с услышанным утверждением, то они подходят к веселой рожице, если нет — к грустной рожице и т.д. Зачитываются следующие утверждения:

1) Я люблю путешествовать

2) Мое настроение часто похоже на теплый солнечный денек

3) Я регулярно чищу зубы

4) Я плачу, когда смотрю печальные фильмы, мультики

5) Мне нравится слушать музыку

6) В прошлом месяце я прочел новую книгу

7) Я играю на музыкальном инструменте

8) Я — учащийся 3-го (а, б, в) класса

9) Я люблю учиться

10) Я — добрый

11) У меня есть друзья в классе

12) Я всегда навожу порядок в своей комнате

Можно спрашивать у детей, почему они ответили именно так.

б) Упражнение «Вот я какой! Вот какие мы!»

Дети сели на стульчики и разбились на 3 группы. Раздаются анкеты: «Вот я какой», «Вот какие мы».

Анкета «Вот я какой!»

1. Меня зовут____________

2. Мне_______лет

3. У меня____________глаза

4. Улица, на которой я живу,

называется__________________________________________

5. Из еды мне нравится_______________________________

6. Мое любимое животное_____________________________

7. Моя любимая телепередача_________________________

8. Во мне есть хорошие качества_______________________

9. Страна, в которую я хотел бы съездить,_______________

 

Анкета «Вот мы какие!»

1. Нам__________лет

2. У нас____________глаза

3. Улица, на которой живет большинство из нас, называется_________________________________________

4. Из еды нам нравится_______________________________

5. Наше любимое животное___________________________

6. Мы любим телепередачи___________________________

7. Наши хорошие качества____________________________

8. Мы хотим поехать в страну_________________________

Дополнительно______________________________________

— Сначала каждый работает самостоятельно («Вот я какой»);

— затем обсуждают (рассказывают друг другу);

— затем составляют общий список по совпадениям («Вот какие мы»).

Каждая группа зачитывает свою анкету остальным группам.

Вывод: Вот какие мы разные и сколько в нас похожего! Нам интересно вместе! И значит – наш класс может быть дружным!

в) Игра «Молекулы». Психолог рассказывает правила игры: по команде детям необходимо объединиться в пары, каждый раз разные. Тот, кто будет оставаться без пары, отвечает на вопросы:

— Зачем нужна дружба?

— Как сохранить дружбу?

— Какие есть правила дружбы? (Помощь, защита, поддержка друга, неразглашение секретов...)

г) Упражнение «Цветочный дождь» Принесли стульчики в круг.

(психолог предлагает детям сесть удобно, закрыть глаза и представить, как на них «льется» дождь из цветов: ромашки, васильки, незабудки, тюльпаны, фиалки, колокольчики, подсолнухи и др.

Дети могут выбрать мысленно любые цветы, которые им нравятся. Психолог: «Представьте себе всю их красоту, сочность красок, запах. Ваше настроение улучшается».

Под музыку выполняется упражнение, затем детям предлагается покружиться по комнате.

3. Итоги

Упражнение «Спасибо за работу». Дети «передают» по кругу фразу: «Спасибо за работу». Все хором произносят: «У меня хороший класс. У меня хорошие одноклассники».

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Урок истории психологии

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Эта комната, где вы сейчас находитесь, непростая. Это кабинет психолога. Много существует профессий. Какие вы знаете? А что делает учитель? Повар? Доктор? (Ответы детей.)

А вот есть такая профессия — психолог? Как думаете, он что делает?

Дети. Помогает решать проблемы.

Ведущий. Психолог, который работает в школе с детьми, помогает ребятам, то есть вам, лучше учиться, уметь дружить. Давайте познакомимся с наукой «психология». Ребята, смотрите, человек живет в этом мире. Так? А как он понимает, что вокруг него происходит? А как он понимает, что скоро будет лето, что дважды два четыре, что бездомные собаки — опасные, потому что могут укусить? Как человеку удается это понимать?

Дети. Думает, его научили.

Ведущий. Все правильно. Человек что-то узнает. Он думает. Память, внимание, мышление ему помогают. Человек не только думает, но и чувствует: обижается, боится, переживает. Человек себя ведет как-то, проявляя свой характер. Вот наука «психология» это и изучает: почему человек именно так себя ведет, как он запоминает, почему он испытывает страх или paдoсть, как можно развивать свой ум.

Сейчас я хочу познакомить вас с теми людьми, которые изучали психологию, развивали эту науку, сделали много открытий (у психолога заготовлены фотографии ученых).

Зигмунд Фрейд очень серьезно начал изучать, как человек думает, что он понимает (осознает), а что не может понять. Почему человек иногда может контролировать свое поведение, а иногда не может.

Альфред Адлер изучал, почему одни люди уверенные, а другие неуверенные, считают себя некрасивыми, относятся к себе отрицательно.

Жан Пиаже и Ганс Айзенк изучали интеллект (ум человека), как развивается у детей и взрослых способность думать, размышлять.

Абрахам Маслоу изучал потребности человека. Потребности — это то, что человеку обязательно нужно, без чего ему трудно жить.

Джон Уотсон считал, что психология должна изучать поведение человека.

Лев Семенович Выготский внес большой вклад в развитие отечественной психологии. Он изучал особенности головного мозга, как влияет развитие головного мозга на развитие интеллекта (ума), на здоровье ребенка.

Мы с вами живем среди людей. И очень важно понимать себя, свои чувства и понимать других людей, их поступки, их чувства. Вы спросите, зачем? Чтобы не было конфликтов, чтобы люди общались друг с другом по-доброму. По-доброму относиться к другим людям – значит дружить, а хорошо относиться к себе – беречь свое здоровье.

Желаю вам успехов!

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Создание плаката «Мы вместе»

Психолог заранее делает плакат (образец) аппликации, где изображены солнце, несколько облаков, несколько цветов, и готовит шаблоны этих элементов. Проводится беседа о значимости дружбы и сплоченности в коллективе. Каждому ребенку предлагается выбрать шаблон, вырезать его из цветной бумаги, а потом все вместе наклеивают их на ватман, подписывают имена, обсуждают, как и что получилось.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Сочинение на свободную тему

1. Приветствие.

2. Игра на формирование хорошего настроения.

3. Беседа по теме.

4. Написание сочинения.

5. Обсуждение.

Юлия ХРОМОВА,
ведущий психолог
ППМС-центра ППРК,
г. Удомля, Тверская область