Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2007


РЕПОРТАЖ

И снова Марафон!

День школьного психолога в рамках Московского педагогического марафона учебных предметов проводится уже шесть лет. Точнее сказать, теперь это не день, а целых два дня: оказалось, что желающих принять участие в этом мероприятии как минимум в два раза больше, чем возможностей гостеприимного Московского городского дома учителя.

Ведущие дискуссионного клуба: И.В. Дубровина (в центре), Т.Ю. Федотова и Е.И. Метелькова
Ведущие дискуссионного клуба:
И.В. Дубровина (в центре),
Т.Ю. Федотова и Е.И. Метелькова

Шесть лет — достаточный срок для того, чтобы проследить изменения, которые происходят в среде психологов, работающих в образовании. А все это отражается и в подборе мероприятий Дня психолога, и в отзывах его участников.

Так чего же ожидают психологи от устного выпуска газеты, которым, по сути, и является марафон учебных предметов?

На основе отзывов участников можно предположить, что у школьных психологов по-прежнему велико желание получить как можно больше практических навыков. Но сейчас, когда издается много методической литературы, этот мотив постепенно отходит на второй план. Другое дело — наблюдение за работой признанных мастеров. Коллеги, посетившие марафон, с удовольствием воспринимали секреты мастерства, которыми щедро делились на своих занятиях наши постоянные авторы. Вот темы мастер-классов: «Развитие интеллекта младших школьников» (Александр Савенков), «Подходы к построению конструктивного взаимодействия психолога с родителями учащихся» (Марина Битянова, Татьяна Беглова), «Арт-терапия с агрессивными детьми: «Игры в тигры» (Наталья Сакович), «Исследование межличностных взаимодействий в группе детей. Социометрия методом ЦТО» (Наталья Семаго), «Формирование установки на здоровый образ жизни. Особенности проведения тренинговых занятий со школьниками различных возрастных групп» (Вадим Родионов).

Психологи готовы доказать эффективность своей работы

Психологи готовы доказать
эффективность своей работы

Многие из поделившихся своими впечатлениями о марафоне отметили уникальную возможность приобщения к современным наработкам в области арт-терапии, которые продемонстрировали психологи из Минска Елена Белинская («Дорогами сказок. Использование сказкотерапии в работе с педагогами и родителями») и Юлия Шиманович («Возможности использования педагогической песочницы в коррекционно-развивающей работе с детьми. Программа «Разгадай тайну песочной страны»). Именно эти проективные методы, по мнению гостей марафона, наиболее эффективны и экологичны для работы с детьми.

Для того чтобы наглядно продемонстрировать возможности песочной терапии, эти мужественные девушки привезли с собой из Белоруссии огромную тяжелую сумку, в которой были не только всевозможные атрибуты, которые они используют в своей работе, но и специально прокаленный песок!

Особые жанры — круглый стол и дискуссионный клуб, которые традиционно привлекают внимание психологов. Сейчас они становятся особенно актуальными, поскольку идет переосмысление места и роли психолога в современном образовании.

Каждый мог поработать методами арт-терапии
Каждый мог поработать
методами арт-терапии

Приятно было отметить, что большой интерес к психологическим знаниям и методам работы проявляют учителя и руководители образовательных учреждений. Вопрос о необходимости повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса остро обсуждался на игре-дискуссии М. Битяновой «Психолог в школе: пока не обучили педагога?».

Большой интерес вызвал дискуссионный клуб «Критерии эффективности работы школьного психолога» — тема, которая по-прежнему остается открытой для большинства психологов, работающих в образовании. Ведущая этого мероприятия Ирина Владимировна Дубровина (профессор, академик РАО) уверена, что надо различать два понятия: эффективность внешней стороны деятельности психолога и эффективность его внутреннего влияния на детей, родителей, учителей, на психологический климат в школе. Хотя в условиях, когда у психологов отсутствуют четкие цели, задачи и правой статус, это сделать крайне трудно.

Исполнительный директор Федерации психологов образования России Е.И. Метелькова предложила рассматривать эффективность деятельности психолога как экономический показатель. Эффективность, считает она, объективна и вполне просчитываема — это коэффициент полезного действия специалиста в конкретных условиях трудовой деятельности. Иными словами — то, в какой степени и в какие сроки труд специалиста в сочетании с задействованными ресурсами приносит желаемый результат. Нельзя забывать и о качественной оценке результатов, которая более трудоемка, но вполне возможна. Для этого необходимо разработать критерии психологической компетентности участников образовательного процесса, его безопасности, адаптивности и развивающего характера образовательной среды в учреждении; удовлетворенности всех участников образовательного процесса качеством оказываемых в образовательном учреждении психологических услуг.

На мастер-классе Натальи Семаго: в работу включены все
На мастер-классе Натальи Семаго:
в работу включены все

Дискуссия, разгоревшаяся по этому вопросу, была очень бурной. Приятно, что свое мнение высказывали и рядовые психологи, и представители Министерства образования и науки, а также учителя, классные руководители и завучи. В конце обсуждения все пришли к выводу о необходимости срочного принятия нормативно-правовых документов, обеспечивающих деятельность психологов образования.

При желании место найдется всем
При желании место найдется всем

Как обычно, ведущими издательствами был предложен большой выбор психологической литературы. Они традиционно тоже проводили мастер-классы, на которых авторы популярных книг делились своими идеями и отвечали на вопросы читателей.

Если в первые два года мы слышали только самые восторженные отзывы о всех без исключения мероприятиях, то теперь присутствующие на марафоне стали подходить к нему более критично.

Основная волна критики по-прежнему направлена на неразрешимый вопрос о посадочных местах и тесных помещениях. К сожалению, редакция «Школьного психолога» изменить что-либо, по-прежнему, не может. То, что в наших силах, делаем: стараемся обеспечить содержательную сторону Дней школьного психолога – насытить их наиболее интересными и полезными для специалистов мероприятиями.

Поверьте, от духоты и тесноты в первую очередь страдают сами ведущие, которые к тому же не могут в полном объеме реализовать свои замыслы. А то, что на наиболее интересных мероприятиях не хватает мест для всех желающих, на мой взгляд, говорит о значимости мероприятия. Я сама, к великому сожалению, не смогла понаблюдать за замечательной работой Натальи Сакович, поскольку после обязательного обхода с фотоаппаратом всех мероприятий не смогла даже протиснуться в зал.

Наталья Сакович покорила коллег своим мастерством
Наталья Сакович
покорила коллег
своим мастерством

Чтобы как-то решить эту проблему, в этом году многие мастер-классы записывались на CD, которые можно было сразу же заказать или купить на следующий день. Таким образом каждый желающий мог стать виртуальным участником ряда мероприятий.

Со своей стороны, могу заверить участников: руководство Издательского дома «Первое сентября» в курсе возникающих проблем. Однако в другие дни марафона участников существенно меньше, поэтому таких вопросов, как правило, не возникает. А переносить отлаженную работу всей многочисленной команды на другую площадку на один или два дня нереально.

Плату за участие в Дне школьного психолога, как предлагают некоторые горячие головы, мы брать не будем и какие-либо ограничения вводить также не собираемся. Это касается в первую очередь студентов, которых некоторые преподаватели приводят на мероприятия. Сначала мы тоже сомневались: хорошо это или плохо? Окончательно наши сомнения развеялись после того, как я прочитала отзыв одной участницы, которая писала о том, что впервые попала на День школьного психолога несколько лет назад, сама будучи студенткой. И теперь ее ученики (будущие психологи) с радостью приходят сюда вместе с ней.

Конечно, кому-то может не нравиться, что ребята ведут себя слишком шумно. Или даже, по мнению одной из коллег, «просто протирают штаны». Но я уверена, что это не так. Посетите любой вуз, и вы увидите, что поведение большинства даже самых успешных в учебе ребят значительно отличается от наших представлений о том, как должны вести себя прилежные ученики.

К тому же, как показало прошлогоднее анкетирование читателей «Школьного психолога», значительная часть старшекурсников параллельно работают в школах.

В добавление к критическим замечаниям и предложениям по совершенствованию организации Дня школьного психолога мы услышали много теплых слов в адрес редакции и большинства ведущих. Да одно то, что День школьного психолога является самым посещаемым на марафоне, радует и вдохновляет нас!

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Статья опубликована при поддержке компании "Медицентр". Отделение для взрослых, отделение педиатрии, вызов врача на дом - все районы Санкт-Петербурга, суточный мониторинг на дому, лабораторная диагностика, ЭКГ и ЭЭГ, УЗИ на дому, травмпункт 24 часа, гомеопат на дом. Посмотреть подробную информацию о центре и врачах, цены, вызвать врача или записаться на приём Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://dom.medi-center.ru/.