Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2007


ИНФОРМАЦИЯ

Приводим отрывок из сборника методических материалов, вышедших под эгидой Министерства образования Московской области и Педагогической академии последипломного образования. Надеемся, что этот документ поможет нашим читателям в организации своей работы.

Редакция


Л.Я. ОЛИФЕРЕНКО, Т.И. ШУЛЬГА

Нормативно-правовое обеспечение деятельности
социального педагога и педагога-психолога
в образовательных учреждениях

2.2. Должностная инструкция педагога-психолога

Педагог-психолог в своей работе должен руководствоваться: Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав и свобод человека, Конституцией РФ, Законом «Об образовании» и другими законами РФ, решениями Правительства РФ и Правительства Московской области, подзаконными актами, регулирующими вопросы охраны труда, охраны здоровья, профориентации, организации учебы и жизнедеятельности, социальной защиты обучающихся, организационными и методическими документами Минобрнауки РФ, Министерства образования Московской области, уставом и положением образовательного учреждения, документами об аттестации.

Педагог-психолог должен знать:

Конституцию РФ, Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», Закон об образовании Московской области, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков, основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации и социальной защиты детей и подростков.

Педагог-психолог должен:

1. Рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции.

2. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.

3. Постоянно повышать свою профессиональную компетенцию.

4. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы.

5. Знать и постоянно использовать в работе специальную литературу по возрастной психологии, психологии развития, современные психодиагностические методики, способы обработки исследовательских материалов, порядок оформления документов психологической службы.

6. Препятствовать проведению диагностической и психокоррекционной работы некомпетентными лицами, не обладающими соответствующими полномочиями. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного развития.

7. Проводить работу по основным направлениям деятельности психолога с родителями и детьми.

8. Проводить психологическое консультирование с родителями, учителями и учащимися.

9. Изучать интеллектуальные, эмоциональные, волевые, личностные особенности ребенка.

10. Участвовать в приеме детей в 1-е классы, выявлять уровень психологической готовности к школе.

11. Проводить психологическое обследование детей при переходе к очередному этапу обучения.

12. Выявлять психологические причины неуспеваемости, дезадаптации, нарушений межличностного общения со сверстниками, учителями, родителями. Выявлять причины отклонения в поведении.

13. Разрабатывать программы и проводить развивающую и психокоррекционную работу с детьми.

14. Оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении проблем обеспечением полноценного психического развития и индивидуального подхода к ребенку.

15. Вести постоянную работу по психологическому просвещению педагогов, родителей, населения.

16. Готовить необходимую информацию для педагогического совета, психолого-педагогического консилиума.

17. Проводить психологическую экспертизу форм и методов работы с детьми.

18. Совместно с педагогическими работниками разрабатывать и осуществлять программы психокоррекционной и развивающей работы.

19. Вести записи и регистрацию всех видов работы.

20. Иметь план работы, согласованный и утвержденный администрацией, журнал учета консультаций и специально оформленные материалы (папка с рекомендациями, журнал запросов, отчеты о работе).

21. Хранить профессиональную тайну, нести ответственность за сохранность, использование результатов и специальной документации.

22. Не давать профессиональные тесты, анкеты, методики некомпетентным лицам.

23. Принимать участие в разработке годового и текущих планов учреждения, согласовывать свои мероприятия и виды планирования с деятельностью педагогического коллектива.

24. Соблюдать нормы и правила охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты.

Права педагога-психолога

1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы и методы работы, очередность проведения видов работы, выделять приоритетные направления, участвовать в работе методического объединения и профессиональных советов.

2. Требовать от администрации условий, необходимых для успешного выполнения всех направлений деятельности:

— кабинет, телефон, компьютер, канцелярские товары и т.д.

3. Отказываться от выполнения распоряжения администрации, если эти распоряжения противоречат профессиональным и этическим принципам его работы, которые определены положением о психологической службе системы образования и статусом практического психолога.

4. Запрашивать необходимые для работы документы внутри учреждения и вне его.

5. Участвовать с правом решающего голоса в работе психолого-медико-педагогического консилиума и психолого-медико-педагогической комиссии, педагогических советов, где решается судьба детей и подростков.

6. Участвовать в разработке новых методов диагностики при наличии специалистов, выполняющих эту работу.

7. Проводить индивидуальные и групповые психологические исследования для своих исследовательских целей.

8. Выступать с обобщением своей работы в изданиях и средствах массовых коммуникаций.

9. Ставить вопрос перед вышестоящим руководством о профессиональном несоответствии деятельности педагога, если его деятельность наносит ущерб ребенку.

10. Иметь дополнительную учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией, вести работу на договорных началах, если количество детей превышает норму и работа превышает норму.

11. Использовать один день, методический, для самообразования, участия в семинарах, конференциях и т.д.

Публикация статьи произведена при поддержке завода металлоконструкций "КВАНТ", специализирующемся на производстве противопожарных дверей. О преимуществах металлических противопожарных дверей от производителя вы можете узнать на сайте http://cvant.ru/protivopozharnye-dveri/. Если говорить вкратце, «Квант» производит не просто качественные противопожарные двери, но и изготавливает их с учетом устойчивости к взлому и проникновению, тем самым решая одновременно две проблемы в отличие от других производителей.