Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2007


ИГРОТЕКА

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС

Задачи игры: выявление особенностей взаимодействия детей; создание условий, способствующих формированию навыка сотрудничества; выявление особенностей развития познавательной сферы (внимания, мышления); повышение уровня сплоченности класса, развитие способности дружить, общаться в паре и группе.

Время: 1 час 10 минут на игру, 10–15 минут на обсуждение.

Возраст участников: 7–8 лет,

Условия игры: размер группы — 10–16 человек (четное число); один ведущий; предусмотрено участие классного руководителя в качестве наблюдателя.

Описание сюжетной канвы

Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие психологические задачи. По сюжету дети попадают в заколдованный лес, где Лесная фея просит расколдовать ее друзей. Для этого надо выполнить ряд заданий — разгадать загадки Злого волшебника.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

№ этапа Время на проведение Содержание Материалы
1 5 Начало игры. «Ребята, сегодня нам предстоит совершить путешествие в необычный лес — заколдованный. Но не просто так, у нас просит помощи его хранительница — Лесная фея». Далее ведущий сообщает, что Злой волшебник заколдовал ее друзей — обитателей леса — и помочь ей могут только очень дружные, храбрые и сообразительные дети. Чтобы расколдовать и вернуть в лес животных, нужно разгадать загадки Злого волшебника. За правильно выполненные задания каждый получает волшебные звездочки, которые помогут развеять злые чары На доске крепятся картинки с изображением леса и Лесной феи. Награда за выполнение задания — звездочки, вырезанные из бумаги
2 7 «Чтобы нам попасть в лес, нужно пройти через запутанный лабиринт». Детям предлагается разгадать первую загадку «Лабиринт». Каждой паре участников дается на листе бумаги рисунок лабиринта. После правильного прохождения дети получают звездочку Листы с заданием «Лабиринт» на каждую пару детей. Звездочки даются каждому участнику
3 5 «В этом заколдованном лесу очень тихо, даже птицы не поют. Чтобы узнать, кто его обитатели, нужно выполнить задание «Собери картинку». Каждой паре детей дается разрезанное изображение животного (пазл) и предлагается собрать картинку Разрезанные на небольшие квадраты (можно сделать более сложные формы) изображения животных: белки, зайца, лисы, волка, медведя, ежа, оленя, кабана и др. Звездочки даются каждому участнику
4 10 «Злой волшебник перепутал в лесу все растения. Давайте поможем Лесной фее навести порядок. Следующая загадка — «Анаграммы». Детям предлагается разгадать названия цветов и деревьев. «Только вы, ребята, помните, что в лесу кричать нельзя, поэтому поднимайте руку, если знаете правильный ответ» На доске крепятся листы с анаграммами (перепутанными буквами) — названиями цветов, деревьев, грибов, ягод. Звездочки даются за каждый правильный ответ
5 20 «Вы, ребята, славно потрудились, много волшебных звездочек заработали. Но еще не все испытания нами пройдены. И следующее задание — «Нарисуй картину». На этом большом листе вы должны нарисовать лес, в котором есть животные, птицы. Но только рисовать вы должны все вместе, дружно». Сначала дети договариваются, кто что будет рисовать, потом приступают Большой лист бумаги, например ватман или обои (обратная сторона). Фломастеры или карандаши. Парты сдвигаются так, чтобы весь лист на нем уместился. Звездочки даются каждому участнику
6 15 «Молодцы, ребята! Наш лес ожил. Злой волшебник потерял свою силу. А теперь давайте вернем зверей и птиц в лес». Задание «Пантомима». Дети встают в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику и показывает карточку с изображением какого-нибудь животного. Участник должен выйти в середину круга и показать это животное, остальные дети угадывают Карточки с изображением лесных животных. Ведущий незаметно включает магнитофон с записью «Звуки леса». Звездочки даются каждому участнику
7 5 «Ребята, вы сегодня очень постарались, и с вашей помощью мы расколдовали лес, прогнали Злого волшебника и вернули всех животных. Лесная фея вам очень благодарна. А сейчас давайте посмотрим, сколько звездочек мы собрали». Дети пересчитывают звездочки. «Мы собирали их не просто так. Дело в том, что Злой волшебник погасил на небе все звезды, а ведь некоторые животные ведут ночной образ жизни. Эти звездочки будут им светить. Мы отдадим их Лесной фее, но и себе оставим по одной, чтобы запомнить наше сегодняшнее путешествие в заколдованный лес»  
8 10–15 Обсуждение  

Формы обсуждения игры

Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают, кому что больше понравилось, какие задания показались легкими, какие — сложными. Легко ли им было работать в парах, или лучше всем вместе, или лучше по одному. Каждый участник, в том числе ведущий и классный руководитель, высказывает свое мнение об игре.

Юлия АНДРОСОВА,
педагог-психолог школы № 384,
г. Москва