Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2007


ГИЛЬДИЯ

Акция «ПОДЕЛИСЬ УСПЕХОМ!»

Какое слово скажешь —
такое в ответ и услышишь

Я молодой специалист, работаю в школе педагогом-психологом первый год. Школа, где я работаю, необычная — это «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Всего в школе 9 классов. Из всех выделялся один, самый проблемный, — 8-й класс. Коллеги с первых же дней моей работы настраивали меня, что этот класс неуправляем и даже опасен. Особенно отличался один ученик, назовем его М. Он прославил себя неоднократными правонарушениями, преступлениями и попытками суицида. По словам сотрудников, для него не существовало никаких норм, правил поведения, не было и авторитетных лиц.

Естественно, мне было интересно познакомиться с этим подростком. Я решила прийти в этот класс с анкетой определения уровня школьной мотивации. На тот момент я знала уже всех восьмиклассников, кроме М. Вот как выглядело наше с ним знакомство.

Войдя в класс, я поздоровалась. Из глубины класса услышала возглас:

— Это ты, что ли, психолог?!

Обернувшись, я увидела худощавого рыжеволосого паренька, который с нетерпением ждал, как я отреагирую на его реплику. У нас завязался следующий диалог:

— Молодой человек, а почему, собственно, вы ко мне на «ты»? Я со всем уважением к вам обращаюсь на «вы, поскольку мы еще не знакомы. Назовите свое имя. Как мне к вам обращаться?

— Меня зовут Тамара!

— Очень приятно, Тамара, а меня Татьяна Николаевна, я педагог-психолог.

За нашим разговором наблюдал весь класс. После реплик М. все смеялись, а после моих ответов с интересом замирали. Мой спокойный тон и непоколебимые ответы завели М. в тупик. Ему уже было нечем мне возразить. Я провела необходимую диагностику, объяснив учащимся ее цели. К каждому обращалась спокойно и с уважением, тем самым и заслужила авторитет среди восьмиклассников, в том числе и у М., который после занятия подошел и представился своим настоящим именем. После этого всегда обращался ко мне со всем уважением.

В первое время дети мне часто задавали вопрос:

— А почему вы на нас не кричите?

Я отвечала:

— А зачем кричать? Можно договориться спокойно. В русском языке много красивых, выразительных и убедительных слов!

ТАТЬЯНА (фамилию автор не указала)