Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2007


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ХАМЕЛЕОН

Игра для учащихся 8–11-х классов

Цель: развитие самосознания подростков.

Основные задачи: обучение навыкам самопознания; предоставление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры; развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества друг с другом; развитие эмпатии; командообразование.

Необходимые материалы: стулья (по количеству участников); музыка для релаксации; по одной карточке размером 10 х 10 см на каждого участника; один лист формата А4 на каждого участника; цветные карандаши, фломастеры.

Участники: 10–20 человек, один ведущий. Желательно, чтобы психологу ассистировал педагог данного класса. Ведущий должен иметь навыки тренинговой работы, ведения групповых дискуссий.

ХОД ИГРЫ

Приветствие

Ведущий приветствует всех участников. Каждый по очереди называет свое имя и говорит, какого, как он думает, он сегодня цвета.

Составление правил группы

Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как и правила психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и пр.

Введение в сказку

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами поиграем в сказку, которая называется «Хамелеон». А кто-нибудь знает, кто такой хамелеон? (Школьники отвечают на вопрос ведущего.)

Итак, послушайте.

Жил-был зеленый Хамелеон. Хотя... почему зеленый? Настоящий его цвет никто не видел, но чаще всего он бывал именно зеленым.

А каким еще он мог быть? Ну вообще-то это зависело от того, где Хамелеон находился. Например, когда он забирался на тонкие ветки кустов, он становился коричневым, когда прятался в листве — зеленел, а когда бегал по песку — стремительно окрашивался в желтый цвет.

Звери, проходившие мимо него, иногда останавливались пожевать травку или отдохнуть в тени дерева, но никто из них никогда не замечал Хамелеона.

— Привет, как дела? — часто спрашивал он их, высовываясь из-под очередного листочка. — Хорошая погодка, не правда ли?

Звери вертели головой во все стороны и, удивляясь разговаривающим кустам, шли дальше.

Игра «Звери»

Ведущий. Ребята, сейчас я раздам вам карточки, на которых обозначены название цвета и животного.

Ведущий раздает карточки размером 10 х 10 см. Можно сделать 20 карточек, разделив их на четыре группы (по пять штук на один из цветов). На одной стороне карточки написано название одного цвета (синий, зеленый, красный, желтый) и название одного зверя (лев, тигр, пантера, жираф, обезьяна). В итоге получается по четыре льва разных цветов, четыре тигра разных цветов и т.д. Если в группе нечетное количество участников, педагог или ведущий тоже принимает участие в упражнении.

Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надписи видели только вы. Задача каждого — найти тех, у кого цвет совпадает с вашим. После того как вы разделитесь по цветам, постройтесь в своей группе по следующему порядку: первым становится лев, за ним — тигр, далее — пантера, жираф, обезьяна.

В процессе поиска друг друга и построения можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего» зверя. Другими словами, все, что вы будете делать, вы будете делать молча.

Когда вы построитесь, оставайтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь.

После того как участники группы построились, ведущий спрашивает по очереди у каждого: «Кто ты?»

Это упражнение способствует развитию выразительности поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.

После завершения упражнения можно предложить участникам поделиться впечатлениями, рассказать о том, как они находили друг друга.

Продолжение сказки

Ведущий.

Итак, звери не замечали Хамелеона и шли дальше.

Ну и надменные же эти звери, — ворчал Хамелеон и сливался с очередной веточкой.

Однажды на листик рядом с ним села Бабочка.

— Привет, — уже неуверенно сказал Хамелеон. — Как дела?

Бабочка посмотрела по сторонам и сказала:

— Привет, говорящий листик.

— Я не листик, — обиделся наш герой. — Я — Хамелеон.

— А что такое — Хамелеон? — поинтересовалась Бабочка.

— Не что, а кто, — совсем возмутился Хамелеон. — Я не какая-нибудь вещь, я — живой.

Игра «Зоны осознания»

Ведущий. Ребята, опыт осознания мира каждым из нас может быть разделен на три зоны: внешний мир, внутренний мир тела и мир мыслей и фантазий. Я предлагаю вам разделиться по парам и сесть друг против друга, расслабиться и по очереди поделиться своим осознанием внешнего мира, начиная предложение словами: «Сейчас я осознаю, что...» При этом описывайте только внешние стимулы (шум на улице, свет лампы, скрип пола, запах духов и пр.), при этом не допускайте интерпретации. Затем пусть то же сделает партнер.

Далее обратите внимание на внутренний мир тела, начиная речь с тех же слов, что и в первом случае. При этом необходимо осознавать сухость во рту, зуд в руке, напряженность мышц и пр.

В третью очередь включите следующую зону осознания: фантазии, воспоминания, планы, подозрения, чувства.

Участники, начиная со слов: «Я осознаю...», делятся своими чувствами, мыслями о происходящем, тревогами о несделанной работе, предположениями о чувствах партнера и пр.

После завершения упражнения можно предложить им поделиться своими впечатлениями.

Продолжение сказки

Ведущий.

Послушав Хамелеона, Бабочка сказала:

— Ну да, раз ты говоришь и шевелишься, значит, живой. И что, тебя, как листик, можно съесть?

— Меня нельзя съесть! Я для того и меняю цвет, чтобы меня не съели, — удивляясь непонятливости этого порхающего создания, пояснил Хамелеон.

— Да, так тебя не съедят, — подумав, произнесла Бабочка.

— Ну да! — радуясь, что его наконец-то поняли, воскликнул Хамелеон.

— Но так тебя и не видно, — продолжила Бабочка. — А раз не видно, значит, тебя и нет. Листик, веточка и песок — это всё не ты. А ты — где? Ты — какой?

— Какой я? — удивился Хамелеон. — Я... я... я не знаю.

Игра «Образ животного»

Ведущий. Ребята, сядьте поудобнее, расслабьтесь и представьте, что вы оказались в волшебном лесу. В этом лесу живут самые разные животные. Все, какие только есть на свете. В этом волшебном лесу вы можете встретиться с любым из них. Сейчас перед вашим мысленным взором появится какое-то животное... Не пытайтесь вызвать его сознательно... Перед вами могут пройти самые разные животные, но одно обязательно задержится, когда все остальные уйдут...(Пауза.) Рассмотрите это животное, обратите внимание на его внешний вид. Оно движется или неподвижно? Что оно делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка?

Представьте, что сейчас ваше животное подходит к дереву. Это дерево очень похоже на его характер... Какое оно? Высокое или низкое? Очень устойчивое или легкое, подвижное при каждом дуновении ветерка?.. Какие у него ветви: прямые, устремленные вверх, растущие в стороны или очень гибкие, нагнувшиеся до земли? Много или мало листьев на ветвях у дерева и какой они формы? Запомните увиденное вами... Если желаете, можете погладить свое животное... Подумайте, какой девиз может быть у него... А сейчас мысленно попрощайтесь с ним и вернитесь сюда, в нашу комнату. Если кто-то закрывал глаза, откройте их. Можете расправить плечи, подвигаться.

А сейчас я прошу вас нарисовать увиденных животное и дерево. Внизу рисунка напишите девиз животного.

Ведущий раздает участникам листы бумаги формата А4. Звучит спокойная музыка, и ученики рисуют животное и дерево. Музыка звучит до тех пор, пока участники рисуют. Затем они ставят свои рисунки так, чтобы те были хорошо видны другим, и авторы рисунков рассказывают о дереве, характере животного и его девизе. Ведущему следует воздержаться от комментария и лишь внимательно выслушать каждого.

Продолжение сказки

Ведущий.

Но Хамелеон не понимал, какой он, и, расстроившись, сказал:

— Так вот почему меня никто не замечает! И что же мне сейчас делать?

— Стать собой, — сказала Бабочка. — Показать, какой ты.

Игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть?»

Ведущий. Ребята, вы уже представили образ своего животного. Попробуйте сейчас внутренне почувствовать его... Встаньте около своего стула так, как оно могло бы стоять... А сейчас пройдите внутрь круга и подвигайтесь так, как двигалось бы ваше животное... Вы можете останавливаться и взаимодействовать с другими так, как это сделало бы оно.

Упражнение выполняется пантомимически, без слов, возможны неартикулированные звуки.

Спасибо, вы показали, какое ваше животное есть сейчас. А хотели бы вы, чтобы оно изменилось? Возможно, стало более изящным или более смелым, ярким, более дружелюбным? Если да, вы можете сейчас представить его новый образ и выразить его внутри круга по-новому.

Ведущий внимательно следит за происходящим, при необходимости помогает участникам, испытывающим затруднения, не теряя при этом контроля за всей группой и выдерживая необходимый темп. По окончании упражнения ведущий может задать участникам следующие вопросы:

— Как вы чувствовали себя в роли животного?

— Что вас удивило?

— Какие различия вы заметили между двумя образами животного?

Продолжение сказки

Ведущий. Молодцы, ребята.

Но наш герой снова сказал Бабочке:

Я не знаю, какой я на самом деле, я всегда такой, как другие.

— Да, печально, — сказала Бабочка и вдруг воскликнула: — Я придумала! Давай сделаем так: ты выберешь уютное место на поляне, закроешь глаза и станешь менять свой цвет. Когда ты почувствуешь себя очень хорошо, то откроешь глаза и увидишь, какой ты.

— Интересно, давай попробуем, — согласился Хамелеон и слез с куста.

Он нашел на большой светлой поляне уютное место и, закрыв глаза, стал к себе прислушиваться.

— Ничего не получается, — растерянно сказал Хамелеон и стал бесцветным.

— Ну вот, ты уже отличаешься от окружающей природы, — произнесла Бабочка.

— Правда? — обрадовался Хамелеон и порозовел.

— Какой красивый! — воскликнула Бабочка. — Хочешь остаться таким?

— Не знаю, — ответил Хамелеон, продолжая прислушиваться к себе.

Игра «Радуга»

Ведущий. Ребята, давайте и мы прислушаемся к себе.

Сядьте сейчас поудобнее, примите такую позу, в которой вам будет комфортно. Закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь. Представьте, что вы стоите на солнечной лесной полянке. Какая она — большая или маленькая?.. Какие цветы на ней растут, есть ли там холмики, отдельные кусты и деревья?.. Может быть, на ней есть съедобные ягоды?..

(Чтобы участникам было удобнее представить себе поляну, можно включить спокойную музыку.)

Сейчас представьте, что над вами появилась волшебная радуга. Она очень красивая. Посмотрите, как играют ее цвета: красный... оранжевый... желтый...зеленый... голубой... синий... фиолетовый...

Вы поднимаете руки, и один цвет радуги, нужный вам именно сейчас, опускается на ваши ладони. Вообразите, как поток этого цвета наполняет вас... Вот вы уже полностью окрашены в этот цвет...Он дарит вам свои свойства, вы купаетесь в нем... Почувствуйте, что дает вам этот цвет... А сейчас цвет радуги поднимается вверх и возвращается на свое место. Можете мысленно помахать ему рукой и возвращайтесь сюда, в нашу комнату... Откройте глаза, потянитесь, расправьте плечи, можете подвигать руками и ногами... Прошу вас поделиться тем, что вы почувствовали во время этого упражнения, какой цвет был вами выбран.

Участники рассказывают о выбранном цвете и своих чувствах, ведущий поясняет значение каждого цвета.

Красный цвет — жизнеспособность, сила, выносливость.

Оранжевый — бодрость, радость, эмоциональность.

Желтый — тонко чувствующий и вдохновляющий, способствует развитию интуиции.

Зеленый — исцеление, гармония, сострадание. Способствует развитию эмпатии и любви к ближнему.

Голубой — спокойствие. Способствует снятию напряжения и расслаблению.

Синий — творчество. Помогает генерировать больше творческих идей.

Фиолетовый — вдохновение. Помогает создавать новые концепции, изобретать.

Продолжение сказки

Ведущий.

Вдруг Хамелеон воскликнул:

— Я такой!

— Ой! — только и сказала Бабочка. — Открывай глаза.

— Я — фиолетовый? — удивился Хамелеон. — Но такого меня все заметят, я стану уязвим.

— Тебя заметят, это верно. Впрочем, как и всех нас, — сказала Бабочка. — Но, кажется, ты этого и хотел. Или я ошибаюсь?

— Не ошибаешься, — ответил Хамелеон. — И что же мне теперь делать?

— А посмотри, все уже происходит само, — сказала Бабочка.

Хамелеон оглянулся и увидел радом с собой несколько зверей, которые с любопытством смотрели на него.

— Какой красивый Хамелеон, — сказал один из них.

— Уникальный, — согласился другой.

— А как ты стал таким? — спросил третий.

— Я просто почувствовал себя, — растерявшись от неожиданного внимания, ответил Хамелеон, — и стал собой.

— Ты очень интересный, — сказала Обезьянка. — Когда будешь на моем дереве — заходи в гости. Поболтаем.

— И ко мне приходи, — произнесла проползающая мимо Змейка.

— И ко мне, и ко мне, — услышал Хамелеон со всех сторон.

— Спасибо вам, друзья, — сказал он. — Обязательно приду.

Игра «Змейка»

Ведущий. Ребята, давайте поиграем и мы.

(Участники встают. Ведущий предлагает одному из них какое-то время побыть в коридоре или другом помещении.)

Возьмитесь за руки так, чтобы у вас получилась цепь. Эта цепь изображает змейку, а два крайних участника — ее голову и хвост. Как это часто бывает, змейка сворачивается во всевозможные кольца — «запутывается».

Ведущий помогает змейке запутываться, предоставляя инициативу запутывания «голове». В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки они не должны.

Затем ведущий приглашает участника, находящегося за дверью, и предлагает ему распутать «змейку». При этом ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост».

Данное упражнение предполагает тесный физический контакт, способствует сближению группы.

Игра «Сказочная история»

Ведущий. Знаете, ребята, Хамелеону очень понравилось играть с другими зверями, и они придумали еще одну игру. Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы по 5–6 человек и разойтись по разным углам комнаты, чтобы не мешать друг другу. Каждая группа станет сочинять сказочную историю, в которой героями будут те животные, которых вы нарисовали во время выполнения одного из упражнений. Опишите, как ваши герои могли бы проявить себя и взаимодействовать друг с другом.

Когда история будет готова, выберите себе режиссера и осуществите постановку своей сказки.

На сочинение сказок и их репетицию надо выделить около 30 минут. По окончании отведенного времени каждая команда представляет свою историю другим. Все они принимаются и сопровождаются аплодисментами.

Продолжение сказки

Ведущий.

Поиграв со зверями, Хамелеон сказал Бабочке:

— Спасибо тебе. Быть собой очень здорово.

— Рада была помочь, друг, — ответила Бабочка и, помахав Хамелеону разноцветными крылышками, полетела по своим делам.

Игра «Комплименты»

Ведущий. Ребята, давайте и мы поблагодарим друг друга за интересно проведенное время.

(Участники делятся на две группы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круг стоят лицом друг к другу.)

Сейчас я засеку время — одну минуту, в течение которой те, кто стоят во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив участнику из внутреннего круга. Через минуту они меняются, и стоящие во внутреннем круге говорят комплименты стоящим напротив участникам внешнего круга. Затем внешний круг передвигается по часовой стрелке на одного человека, и задание повторяется уже с другими партнерами. Внешний круг двигается, пока первые пары не совпадут.

Это упражнение повышает самооценку подростков и актуализирует их личностные ресурсы.

Окончание сказки

Ведущий. Знаете, ребята, с тех пор Хамелеон больше не сливался с окружающей природой. Ну разве только тогда, когда хотел отдохнуть от всеобщего внимания, побыть один и поразмышлять о чем-то своем.

— Все-таки как хорошо быть собой, — часто думал он и светился удивительным фиолетовым цветом.

Обсуждение игры

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями. Рассказывают о том, что им особенно понравилось и запомнилось и чего, по их мнению, не хватило.

Прощание со сказкой

Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной.

Ирина СТИШЕНОК,
педагог-психолог
Гомельского городского центра
социального обслуживания семьи и детей,
г. Гомель, Республика Беларусь
Е-mail: scazka@nostra.by