Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2007


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

Что такое конфликт?

Занятие для подростков

Цели и задачи: познакомить учащихся с общими представлениями о конфликтах, их видах, причинах возникновения и возможных способах их разрешения; развить воображение, устную речь, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Время проведения: 45–55 минут.

Место проведения: обычное классное помещение.

Возраст участников: 11–13 лет.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Участники приветствуют друг друга и психолога. «Заполняют» устно «Азбуку добрых слов и пожеланий» — называется какая-либо буква алфавита, и каждый участник называет пожелание на эту букву своим одногруппникам и психологу.

Ведущий. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком понятии, как конфликт. У каждого из вас в жизни случались те или иные конфликтные ситуации. Как вы думаете, что такое конфликт? (Участники высказывают свои предположения.)

Каждый по-своему объясняет, что это. Вот одно из объяснений, что такое конфликт: это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека.

Вообще конфликты очень часто встречаются в нашей жизни — в семье, в школе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Как, по-вашему, нужны ли в нашем обществе конфликты? Почему? (Ответы ребят.)

Ребята, в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуации, отношений.

Я хочу вам прочитать басню И.А. Крылова, а вы внимательно слушайте (см. приложение 2).

Как вы думаете, в этой басне есть конфликт? Как бы вы назвали этот конфликт? (Ответы ребят.)

Этот вид конфликта называют межличностным, то есть он возник между отдельными личностями в данной басне — раком, лебедем и щукой. Как, по-вашему, можно было бы разрешить этот спор и можно ли вообще его разрешить? (Ответы ребят.)

Психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта:

Конкуренция — человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.

Избегание — когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.

Приспособление — человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.

Сотрудничество — человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

Компромисс — партнеры по общению сходятся на «золотой середине», то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров. Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта в басне «Лебедь, рак и щука»? (Ответы ребят.)

Послушайте басню «Змея» (см. приложение 3). Как вы думаете, есть ли здесь конфликт? Между кем и кем? Как можно назвать этот конфликт? (Ответы ребят.)

В этой басне змея конфликтует сама с собой. Этот вид конфликта называется внутриличностным, то есть идет борьба внутри самой личности.

Ребята, с какими конфликтами вы познакомились на сегодняшнем занятии? (Ответы ребят.)

Мы с вами убедились, что в разных ситуациях мы реагируем по-разному, но и с разными людьми ведем себя тоже не одинаково. Для разрешения конфликта необходимо учитывать интересы и поведение партнера по общению.

Для хорошего усвоения можно проиграть ситуации: поделить группу на 3–4 команды и дать каждой одну конфликтную ситуацию, которую необходимо разыграть; остальные команды должны угадать, к какому виду относится конфликт и какой способ разрешения показала команда (см. приложение 1).

Ведущий. Молодцы! Хорошо поработали!

Обязательно в конце занятия необходимо поблагодарить ребят за активную работу. Каждый участник должен поделиться своими мыслями и ответить на вопросы психолога:

Что нового он узнал о конфликтах?

К каким способам разрешения конфликта он чаще прибегает?

Светлана ИЛЬГАМОВА,
психолог,
г. Уфа, Республика Башкортостан

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примеры конфликтных ситуаций

1. Вы решили задачу, но не уверены в правильности решения. Результаты можно будет узнать только через неделю.

2. Вы с другом нашли щенка, и каждый хочет взять его себе.

3. На рынке вы купили бракованный товар. Брак вы заметили только дома. Когда вы пришли менять, вам отказали.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Басня «Лебедь, Рак и Щука»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Басня «Змея»

Змея Юпитера просила,
Чтоб голос дать ей соловья.
«А то уж, — говорит, — мне жизнь моя постыла.
Куда ни покажуся я,
То все меня дичатся,
Кто послабей;
А кто меня сильней,
Дай бог от тех живой убраться.
Нет, жизни этакой я боле не снесу;
А если б соловьем запела я в лесу,
То, возбудя бы удивленье,
Снискала бы любовь и, может быть, почтенье.
И стала бы душой веселых я бесед».
Исполнил Юпитер Змеи прошенье;
Шипенья гнусного пропал у ней и след.
На дерево вползя, Змея на нем засела,
Прекрасным соловьем Змея моя запела,
И стая было птиц отвсюду к ней подсела;
Но, воззряся в певца, все с дерева дождем.
Кому понравится такой прием?
«Ужли вам голос мой противен?» —
В досаде говорит Змея.
«Нет, — отвечал скворец, — он звучен, дивен,
Поешь, конечно, ты, не хуже соловья;
Но, признаюсь, в нас сердце задрожало,
Когда увидели твое мы жало.
Нам страшно вместе быть с тобой.
Итак, скажу тебе, не для досады:
Твоих мы песен слушать рады —
Да только ты от нас подале пой».