Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2007


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

Тропинка к школе

Занятия по подготовке детей к школе

Детей, не готовых к школьному обучению, характеризует слабая воля как результат недоразвития аффективно-познавательной сферы. Маленький ребенок не может сознательно выполнять то, что ему неинтересно и не нужно. Но как только деятельность приобретает для него смысл, появляется и сознательное поведение.

Занятия проводятся с детьми до школы (в мае–июне).

Необходимое обеспечение: небольшое зеркальце, тетради в клеточку, индивидуальные карточки (зан. 2, упр. 3), карточки с различными предметами (зан. 2, упр. 6).

Занятия можно проводить 2–3 раза в неделю по 20–25 минут, затем постепенно увеличивая время.

Важно, чтобы обстановка на занятиях была доброжелательной.

Занятие 1

1. Установочная физминутка:

Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой),

На цветы (круговое движение правой руки),

И на дорожку (обе руки перед собой).

Льется, льется — ой-ой-ой! (покачивание головы),

Побежали мы домой (бег на месте).

Прибежали мы домой и сели (садимся).

2. — Наш язычок тоже живет в домике за заборчиком. Покажите свой заборчик в зеркальце, почистите заборчик языком (дети «чистят» внутреннюю сторону зубов). Надоело языку сидеть за заборчиком и решил он погулять: вышел и смотрит, есть ли лужи на земле (язык широкий на нижней губе). Затем посмотрел, есть ли солнышко на небе (язык широкий на верхней губе).

3. — Видит — в небе идет дождь. Сейчас я вам буду говорить, как идет дождь: быстро или медленно: кап… кап... кап... А вы пальчиком по столу постучите, покажите, как это бывает (движения повторяются в разном темпе, дети словно играют на фортепиано).

4. — А теперь в тетрадях покажем, как идет дождь: ставим точку в уголок каждой клетки. Можно капельки рисовать синим цветом? Почему? А зеленым? Почему? Красным? Почему?

5. — Сначала дождь капал, а теперь он стал сильнее. Вот что получилось на стекле.

Ручейки по стеклу могут бить и сильнее — в две клеточки.

Но вот дождь закончился, и мы можем поиграть. Если вы услышите звук [к], то хлопните в ладоши: конь, луна, клубок, сани, самолет, каша, кораблик, поезд.

6. — Теперь мы будем играть в «Волшебный мешочек».

В мешочке находятся знакомые детям игрушки различной формы. Ребенок должен, ощупывая игрушку в мешочке, назвать ее.

Занятие 2

1. Игра «Что слышно?». Психолог предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем надо рассказать, что услышали.

2. Артикуляционная гимнастика

— Давайте поиграем на различных музыкальных инструментах: на трубе — губы трубочкой, звук [у]. На барабане — язык ударяет в бугорочки за верхними зубами. Сели в лодочку, подняли парус (язык упирается в бугорочек за верхними зубами, рот открыт). Посмотрите внимательно в зеркало и скажите, на какую геометрическую фигуру похож парус? (На треугольник.)

3. Найти и показать на рисунке пять треугольников и один четырехугольник. (Индивидуальная карточка.)

4. Игра «Сосчитай, сообщи секрет на ушко»

— Заштрихуй яблоки. Посчитай. Нарисуй в третьем квадрате и заштрихуй. Сообщи соседу на ушко свой результат.

5. Игра «Продолжи»

— Я начну, а вы продолжите: сливы, абрикос, яблоки... Как это называется одним словом?

6. Игра «Разложи по заданию»

— Перед вами 6 картинок. Сейчас я назову, что на них нарисовано. Вы это хорошо запомните и разложите вновь по порядку.

Занятие 3

1. Фонематическая игра

«Сколько звуков услышали?»

— Если кто-то из вас слышал один звук — ставьте одну руку на локоть, кто услышал два звука — две руки на локоть: [с], [ма], [ко], [у], [в].

2. — Сегодня мы пойдем в лес. Для этого нарисуем елки.

3. — Дети, вспомните, какие ягоды и грибы со звуком [р] вы знаете?

4. — Пошли обратно и заблудились, и ежик с нами заблудился. Поможем ему попасть домой (индивидуальный лабиринт).

5. — Выбрались из лабиринта, встретили лошадку, сели и поехали (прищелкиваем языком). Пересели на качели (язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние). Прокатились на горке (выгибание спинки языка при опущенном вниз кончике).

6. — Добрались домой и поиграли в «Четыре лишних».

Игру можно проводить с картинками или путем перечисления: стол, стул, шкаф, яблоко; ложка, книга, ваза, кастрюля и т.д.

На каждом этапе детей можно поощрять, например, кружочками. Но главное, что сам ребенок и психолог видят, как идет развитие, продвижение вперед.

Елена ФЕДОРОВА,
педагог-психолог МОУ СОШ,
п. Янталь,
Усть-Кутский район, Иркутская область