Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2007


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

В № 1, 4/2007 нашей газеты в рубрике «Точка зрения» была опубликована статья Сергея Степанова «Идеалы и миражи». Автор приглашает к разговору о возможностях личностного роста и о качестве современных тренингов личностного роста. На это приглашение откликнулась одна из наших читательниц.

 

Отклик на статью Сергея Степанова
«Идеалы и миражи»

Автор поднимает в своей статье вопрос о том, можно ли представить себе полноценную зрелую личность со всеми ее неотъемлемыми качествами — человека, «умеющего безошибочно отличить добро от зла, разумного, способного мыслить самостоятельно, здраво и ответственно, отдающего себе отчет в своих слабостях и стремящегося их преодолеть» и т.д. Нарисован образ идеального человека, эталон, образец. Я уже представила этот образ святого.

А далее я с удивлением читаю, что, оказывается, такие люди есть и что каждый человек в своей жизни встречает их не раз и не два. Правда, делается оговорка, что безупречных людей не существует. Далее автор продолжает размышлять о том, что все же есть люди, которым дальнейшее совершенствование необязательно, ибо «может ли порядочный человек стать «более порядочным», а добрый «более добрым»? Здесь автор ссылается на выражение древних «нет худших недостатков, чем избыточные достоинства».

Возникает вопрос: а кто будет сортировать людей — кому надо изменяться, а кому хорошо бы остаться на том же уровне? Этак любой человек может о себе подумать: «Мне, скорее всего, не надо изменяться, вокруг столько недостойных людей, я по сравнению с ними — само совершенство». И подумают так, разумеется, не самые лучшие люди, а я бы сказала, что, наоборот, самые необразованные и низкокультурные. Ибо всем известно выражение из Ветхого Завета «многие знания умножают скорбь». То есть чем больше человек совершенствуется, чем более высокие духовные знания ему открываются, тем более ответственным он становится, тем лучше он понимает, насколько он несовершенен, тем больше нюансов личности и поведенческой вариативности ему открывается. Становится видно гораздо больше граней человеческой личности, которые надо еще шлифовать и шлифовать... Это в сказках бывают злые герои и добрые. А в реальной жизни столько различных оттенков, что чем больше ты их видишь, тем больше условий ты должен соблюдать. Чем выше личность, тем больше с нее спрос. Чем совершеннее человек, тем больше правил он должен выполнять.

Есть и другая сторона: чем более совершенен человек, тем сложнее ему удержаться от таких пороков, как высокомерие, амбициозность, заносчивость, самоуверенность.

Вызывает сомнение и выражение о человеке, который «отдает себе отчет в своих слабостях и стремится их преодолеть». А как человек может узнать обо всех своих слабостях? Человек о них узнает в течение всей жизни, сталкиваясь с теми или иными трудными ситуациями или с раздражающими его людьми, а чаще всего столкновения происходят со своими близкими.

Мне видится, что тренинги и устраиваются по большей части для того, чтобы в короткое время побывать в разных жизненных ситуациях, прочувствовать, каких качеств не хватает для преодоления определенных трудностей. В относительно короткий срок есть возможность понять, что меня раздражает, где я проигрываю, какие ко мне претензии от окружающих. Это некие игры для взрослых, которые позволяют что-то переосмыслить, понять себя, может быть, увидеть перспективы дальнейшего изменения.

В процессе этих игр развиваются социальные навыки: рефлексия, эмпатия, кооперация, умение разрешать конфликты.

Я согласна с автором в том, что сейчас тренинговые услуги поставлены на поток, что в них много рекламы, построенной на разжигании человеческих желаний: быть богатым, успешно строить карьеру, быть популярным человеком в обществе и т.д. Это наживка, на которую клюет в первую очередь молодежь. Но ведь на этом построена вся современная реклама. А продажа тренинговых услуг — это в первую очередь именно продажа. А на втором месте уже стоят слова «коммуникативность», «личностный рост» или что-то еще. Но ведь это касается не только тренингов, но и всего того, что сегодня продается.

Далее автор указывает на то, что не существует единой теории, опираясь на которую можно проводить тренинги личностного роста. Я хочу уточнить, что должна существовать не просто теория, а определенная идеология, и не только в психологии, а и в стране в целом. На сегодняшний день она отсутствует. Христианская идеология касается только верующих, от кодекса строителя коммунизма мы уже отказались, а ничего нового взамен не придумали. Поэтому каждый организатор тренинга ориентируется на себя, пропагандирует свое видение мира, ориентируется на свой личный опыт. Наверное, это неправильно, но что поделать? Если есть пустота, то она чем-то обязательно заполнится. А провозглашать глобальные цели, заманивать людей красивыми обещаниями — это, безусловно, неправильно, даже более того, непорядочно. Ну да кто у нас сегодня на это оглядывается?! Спрос рождает предложение, а о качестве предложенного товара судят те люди, которые сами вряд ли ходят на тренинги личностного роста, которые сами примерно представляют, в каком направлении им надо двигаться.

Когда продают «паленую» водку, ее можно проверить, а вот критерии проверки тренинговых услуг, мне представляется, вряд ли можно проконтролировать. Хотя очевидно, что качество самих тренингов и порядочность и профессионализм их ведущих на сегодня оставляют желать лучшего.

С уважением,
Н.Г. ЕГОРОВА,
педагог-психолог