Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Практикум
по педагогической психологии

Н.Г. Молодцова
СПб.: Питер, 2007

«Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка» – эти слова А.И.Герцена, взятые к качестве эпиграфа к одному из разделов книги, отражают главную авторскую мысль: для решения повседневных задач, с которыми сталкиваются психологи в школе, одних психолого-педагогических знаний недостаточно. Психологи со стажем, чей опыт работы в системе образования исчисляется 15–20 годами, наверняка еще не успели забыть, каким трудным, с многочисленными пробами и ошибками, а иногда и разочарованиями был их путь в профессию практического психолога. Им приходилось самостоятельно анализировать педагогические ситуации и из классических психологических теорий делать практические выводы. Сегодня ситуация в высшем профессиональном образовании изменилась, и число практико-ориентированных курсов порой преобладает над теоретическими дисциплинами (что тоже не совсем хорошо). Однако при этом до сих пор ощущается потребность в учебной литературе практического содержания, и данное издание восполняет именно этот пробел.

Пособие носит выраженный прикладной характер: оно призвано помочь будущим школьным психологам в овладении не только знаниями по психологии образования, но и навыками решения частных психолого-педагогических проблем. Разделы «Практикума» соответствуют разделам педагогической психологии: в книге представлены практические материалы по психологии обучения, воспитания, личности педагога, педагогической деятельности. Каждый из разделов включает в себя несколько тем, в которых обозначены основные проблемы с библиографическими ссылками и описаны соответствующие практические занятия. Например, тема «Учитель как личность и профессионал» состоит из заданий по анализу индивидуального стиля преподавания, мотивов деятельности педагогов, выделению факторов их развития и саморазвития, описанию основных моделей работы психолога с педагогами и др.

Попытка в одном издании осветить все аспекты работы школьного психолога однозначно свидетельствует о профессионализме автора (по-видимому, сказывается 12-летний опыт практической работы). Он заключается, во-первых, в умении за отдельными школьными проблемами увидеть общую картину образовательного процесса: проблемы учебной деятельности, педагогического общения, воспитания личности и др. выступают как части единого целого. Во-вторых, профессионализм проявляется в фиксации собственно психологической стороны школьного обучения. С опорой на разделы «Практикума» легко обозначаются основные направления деятельности школьной психологической службы, каждое из которых должно быть представлено в том или ином объеме в зависимости от специфики учебного заведения.

В заключение одно замечание критического характера. В последнее время вышло немало учебников по педагогической психологии, которые даже при беглом сравнении обнаруживают большие различия. В этой связи было бы неплохо указать, какому учебному пособию соответствует данный «Практикум».

Марина СТЕПАНОВА