Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Учение без мучения

Коррекция дисграфии

Г.М. Зегебарт
М.: Генезис, 2007

Исследования показывают, что за семьдесят лет число младших школьников, испытывающих трудности в обучении, возросло с 8,7% до 70% и продолжает расти. Типичные проявления — бедность словарного запаса, неумение правильно пересказать текст и построить предложение, множество ошибок при письменном изложении… При этом дети тратят на выполнение домашних заданий необоснованно много времени и сил. В результате у них практически не остается свободного личного времени, накапливается эмоциональная и физическая усталость. Причины — несформированность внимания и тонкой моторики, отсутствие навыков чтения и самостоятельности действий. Следствие — отвращение к учебе уже в начальной школе. Дополнительные занятия по развитию отстающих функций, как правило, забирают у ребенка остатки сил и эмоций.
Именно таким детям необходимо давать классные и домашние задания в форме, которая активизирует отделы мозга, отвечающие за автоматические навыки чтения и письма. Благодаря комплексному развитию слуховой, зрительной и моторной памяти у ребенка формируется образ правильного слова.
Учебно-методическое пособие Галины Зегебарт представляет собой целостную систему занятий по развитию устойчивых навыков чтения, письма и даже счета, так как активизируют умственную деятельность в целом. Пособие состоит из двух частей. В методической части изложены цели, задачи и алгоритм работы с рабочими материалами. Рабочие материалы изданы в виде блокнота с отрывными листами и содержат полный комплект заданий для 1–2-го класса. По мере необходимости их можно отделять от общего блока и использовать в соответствии с рекомендациями, изложенными в методической части.
Примером таких заданий являются картинки-раскраски, изображающие слова, правописание которых ученик 1–2-го класса должен освоить, не зная пока правила их проверки. Почему раскраска? Да потому, что таким образом развивается координация «рука–глаз». Контурная линия достаточно широка, чтобы скрыть естественные погрешности не очень умелой руки. Внутри можно делать цветную штриховку, получая совершенно неожиданный результат. Все это вызывает у ребенка положительные эмоции, которые облегчают процесс обучения.
Приложение с возможными вариантами ответов поможет ребенку самостоятельно проверить правильность составленных слов (словарные слова выделены жирным шрифтом). Научите ребенка при проверке вычеркивать из Приложения составленные им слова, чтобы обнаружить пропущенные. Если какое-то слово ребенку незнакомо, объясните его смысл. Дети могут найти и какие-то новые слова — порадуйтесь вместе с ними. Нужно, чтобы ребенок хорошо представлял себе правильное написание каждого словарного слова, прежде чем он примется за его составление из отдельных элементов.
В настоящее время автор работает над аналогичным пособием для учащихся старших классов, потому что проблемы с чтением и письмом медленно, но верно растут вместе с нашими детьми.
Хотя пособие адресовано психологам, логопедам, учителям и родителям младших школьников, его уже оценили специалисты по реабилитации людей, переживших инсульт.

Галина РЕЗАПКИНА