Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2007


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ПИСЬМО В ГАЗЕТУ

В нашем Киришском районе 13 школ (9 в городе и 4 на селе) и 23 детских сада (19 городских и 4 сельских). Мы можем похвастаться, что почти в каждом образовательном учреждении у нас есть педагог-психолог. Еще мы называем себя командой, потому что с момента создания методического объединения в 1991 году действуем сообща. В этом году два больших семинара мы провели совместно с добрыми соседями — волховчанами: обменялись визитами, делаем совместный проект. В этих начинаниях нас активно поддерживал методкабинет Комитета образования Киришского района. Однако положение психологов нестабильное: два года назад грозились ставки закрыть, психологов сократить. После июньского 2006 года семинара-совещания в Москве «Проблемы развития психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования России» и публикации его итоговых документов забрезжила надежда. Сейчас опять на уровне области повторяется та же история. Руководители образовательных учреждений пытаются защитить кадры и доказать их дееспособность.

Проект Положения «О Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации», напротив, предполагает увеличение количества психологов за счет численности детей в школах из расчета 1 педагог-психолог на каждые 250 обучающихся (по старым меркам — 450–500 учащихся). Хорошо. А вот как быть с детскими садами? Старые мерки мы знаем: 1 ставка на 12 (!) групп. У нас очень большие детсады (их два), каждый насчитывает 11 групп. К примеру, музыкальный руководитель детского сада на одну ставку работает с четырьмя группами воспитанников, при этом имеет стаж по выслуге лет, в отличие от педагогов-психологов.

Зачастую на образовательное учреждение не выделяется целая ставка педагога-психолога, хотя работы очень много. Психолог, чтобы не потерять стаж к пенсии, берется за работу еще где-то по совместительству. А чтобы всюду успевать, нужен ресурс времени.

Согласитесь, что работа педагога-психолога схожа с работой учителя-логопеда. Последним повезло. У них существует научная организация труда. Над этим немало потрудились, выверив четкий ресурс. Их работа, к счастью, строго регламентирована. Они знают, во-первых, сколько детей надо взять на одну ставку — двадцать (у психологов — весь детский сад или вся школа). Во-вторых, существует определенное количество занятий в каждой возрастной группе. В-третьих, регламентированы виды работ, и, в-четвертых, они знают, сколько длится индивидуальное, сколько — фронтальное занятие.

Такой взвешенный подход не помешал бы и в нашей работе. Хорошая организация труда логопедов предотвращает эмоциональное выгорание, обеспечивая полную отдачу на рабочем месте.

Сравнение с логопедами явно не в нашу пользу: у тех и время пребывания в ОУ короче, и отпуск больше, и, в отличие от психологов, есть право на выслугу лет.

Нам известен приказ Министерства образования и науки от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». Пункт 8.1 посвящен работе педагогов-психологов:

«Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка ОУ с учетом:

— выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

— подготовки к индивидуальной и групповой работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в ОУ, так и за его пределами».

«Эта норма, — пишет в статье «От слов к делам» в газете «Школьный психолог» № 18 за сентябрь 2006 г. Т.Ю. Федотова, специалист Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей, ответственная за психологическую службу, — существовала и раньше, теперь она узаконена».

Позвольте не согласиться. К этому приказу отлично подходит народная поговорка: «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло». Это о второй части приказа, назовем ее методической. Психолог последнее предложение читает так: «Выполнение указанной (методической) работы может осуществляться за пределами ОУ», а руководитель читает по-своему: «Выполнение указанной работы может осуществляться непосредственно в ОУ». И виной всему в приказе глагол «может».

Психологи по всей России мучаются, имея такой несовершенный приказ: кто-то пишет план на неделю и заверяет у руководителя учреждения, кто-то составляет с руководителем учреждения особый трудовой договор и т.д. Короче говоря, работать в соответствии с этим приказом без договоренности педагога-психолога с руководителем учреждения невозможно.

Психологи своей работой давно доказали, что им можно доверять. Станет больше доверия, будет больше творчества, больше будет отдача.

Неверна и первая часть приказа. Там указан только один вид работы — консультативная. Если б так было! Кроме консультативной, мы ведем еще следующие виды работ: диагностическую, методическую, профилактическую, развивающую, коррекционную, в отдельных случаях психотерапевтическую.

Работа психолога многогранна и тяжела. Как правило, такой специалист, если он имеется, один на всё учреждение. Кроме индивидуальной и групповой работы с участниками образовательного процесса, он занимается и другими неотложными делами, помогает решить проблемы, которые подчас бывают очень сложными: развод в семье, смерть близких, плохие отношения с коллегами, дезадаптация, ЗПР ребенка и пр. Используя специальные методики и техники, психолог должен работать и над собой. Перенапряжение и постоянное утомление ведут к профессиональному выгоранию такого специалиста.

В свете новых веяний, заложенных в послании Президента России и последующих постановлений Правительства РФ, перед психологами возникают новые сложные и ответственные задачи сопровождения семьи. Психологу в образовательных учреждениях предстоит сопровождать направления, которые определены сегодня как приоритетные. Это развитие системы предшкольного образования, профильное и предпрофильное обучение, другие инновационные педагогические проекты.

У нас сократилась единица психолога на муниципальном уровне, закрыт ППМС-центр. Мы поддерживаем проект Положения в части увеличения количества психологов в школах — на каждые 250 учащихся один педагог-психолог.

Обязанностей у психологов много, прав, напротив, мало. Мы просим:

1. Создать благоприятный режим:

18 часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса в образовательном учреждении;

18 методических часов — вне образовательного учреждения.

2. Предусмотреть пенсии по выслуге лет для педагогов-психологов всех образовательных учреждений.

3. Выделить финансирование для систематического повышения квалификации в виде выездных семинаров-тренингов, супервизорства и др.

4. Предусмотреть полную штатную единицу педагога-психолога на каждое ОУ.

5. Разобраться с нагрузкой педагога-психолога в ОУ.

От имени педагогов-психологов
Киришского района
Ленинградской области
А. ИВАШОВА