Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2007


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Вадим РОДИОНОВ,
доктор педагогических наук

Психология здоровья школьников:
технология работы

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17 Лекция 1. Психология здоровья. Различные представления о здоровье. Психическое и психологическое здоровье. Социология здоровья. Психологическая компетентность в сфере здоровья
18 Лекция 2. Психология здоровья в школе. Влияние школы на здоровье школьников. Педагогика здоровья. Психология здоровья участников образовательного процесса
19 Лекция 3. Поведенческие установки школьников в сфере здоровья. Поведенческие установки, факторы, воздействующие на их формирование. Особенности формирования поведенческих установок у детей и подростков
Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью в школе. Комплексный психолого-педагогический подход: классные часы, тренинги, психологические игры и др. Особенности применения различных форм и подходов
21 Лекция 5. Алгоритм построения программы. Структура программы и выбор тем занятий. Алгоритм построения занятий
Контрольная работа № 2
22 Лекция 6. Особенности проведения психопрофилактической работы с учащимися. Учет возрастных особенностей учащихся, периодов учебного года. Учет возрастных особенностей подростков при проведении тренинговых занятий, посвященных различным проблемам
23 Лекция 7. Особенности проведения психопрофилактической работы с педагогами и родителями. Работа с педагогами. Синдром профессионального выгорания. Работа с родителями
24 Лекция 8. Проверка эффективности программы. Подходы к оценке эффективности. Проективные методики. Контрольные вопросы. Психологические игры. Самоанализ. Характерные ошибки при разработке авторских программ.
Итоговая работа должна представлять собой цикл из 3–5 тренинговых занятий или сценарных планов классных часов по формированию ценностного отношения к здоровью для одной из учебных параллелей основного или среднего звена школы. К работе необходимо приложить справку (акт о внедрении), заверенную в вашем образовательном учреждении и подтверждающую факт проведения цикла занятий

ЛЕКЦИЯ 6
Особенности проведения профилактической работы с учащимися
(материал подготовлен совместно с М.А.Ступницкой)

Мы вооружаем (вернее, должны вооружить) ребенка
в соответствии с его возрастом средствами самопонимания,
самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими
его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических
и экологических реальностей окружающего мира.

И.В. Дубровина

Учет возрастных особенностей учащихся,
периодов учебного года

В работе «Психология здоровья» В.А. Ананьев, говоря о психическом и психологическом здоровье детей, предложил использовать понятие «психологическое здоровье» в связи с тем, что в детском возрасте личность ребенка еще только формируется. При этом автор отмечает: «Если для психического здоровья норма — это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик». Таким образом, «направление действий психолога идет в сторону приобретения человеком полезных свойств, способствующих успешной адаптации. …Норма психологического здоровья — это некий идеал… и на пути к этому идеальному образу можно находить все новые и новые ориентиры для саморазвития и организации психологических воздействий. Эти ориентиры меняются не только в зависимости от всего разнообразия жизненных ситуаций, но и в каждой из ситуаций — в зависимости от возраста»1.

Действительно, каждому возрасту присущи свои задачи и интересы, и успешность решения этих задач во многом зависит от адекватности применяемых средств и степени учета интересов. Иными словами, учет возрастных особенностей детей является необходимым условием успеха профилактической работы. В лекциях 4 и 5 приводились примеры различных форм психологических и психолого-педагогических воздействий в процессе осуществления профилактических программ. Рассмотрим особенности возраста, учет которых способствует успешности работы по социальной адаптации, так как именно адаптация ребенка к социуму, отмечал В.А.Ананьев, становится ключевым критерием динамического равновесия между индивидом и средой.

Применительно к задачам, поставленным целями профилактической работы, наибольший интерес приобретают особенности психосоциального и психолого-педагогического статуса ребенка (подростка), то есть непосредственно влияющие на успешность его развития в социуме: дома и в школе. Ниже предлагаются три варианта классификации этих особенностей.

В основу первого варианта легла классификация возрастных особенностей психосоциального развития, разработанная сотрудниками Педологического института (Амстердам, Голландия) и адаптированная для применения в нашей стране коллективом под руководством профессора С.А.Беличевой. Интерпретация классификации, дополненная сотрудниками психологического центра АНО «Школа «Премьер», представлена в табл. 1 (см. с. 36). В ней (в качестве примера) приведены лишь некоторые из задач возрастного развития.

Таблица 1

Задачи психосоциального развития детей
и подростков 6—12 лет

Возраст / задачи развития 6–8 лет 8–10 лет 10–12 лет
Умение считаться с другими Планировать свои действия с учетом интересов других, договориться со сверстником, обратиться за помощью Иметь свое мнение, формировать суждение с учетом мнений других, уметь поддерживать отношения Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения, проявлять гибкость в соответствии с изменяющимися условиями взаимодействия с окружающими
Формирование независимого поведения Иметь некоторые навыки самообслуживания, позволяющие проявлять независимость от взрослых в типовых жизненных ситуациях Проявлять независимость в повседневных делах, уметь обратиться за помощью к взрослым в случае затруднения Умение планировать время с учетом своих повседневных обязанностей, инициативность в организации своего досуга
Умение устанавливать дружеские отношения Установление и поддержание дружеских отношений, эмпатия по отношению к близким Иметь постоянного друга, уметь самостоятельно разрешать конфликты с ним Уметь дружить со сверстниками обоих полов
Формирование ответственности дома Посильная помощь по дому и забота о других членах семьи Выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений Активная помощь по дому (не ограниченная постоянными обязанностями)
Умение пользоваться инфраструктурами Под присмотром взрослых пользоваться некоторыми бытовыми приборами, уметь самостоятельно звонить по телефону Пользоваться знакомыми видами транспорта по дороге в школу и домой; самостоятельно пользоваться некоторыми бытовыми приборами Уметь переносить имеющиеся навыки пользования инфраструктурой на незнакомые ситуации
Безопасность и здоровье Соблюдать гигиенические нормы, правила личной безопасности на улице, в отношениях с незнакомыми взрослыми В типовых жизненных ситуациях делать выбор, направленный на минимизацию риска для здоровья Предвидеть возможность последствий своих действий, опасных для здоровья

Задачи психосоциального развития подростков от 13 лет и до выпускного класса, по мнению голландских специалистов, группируются несколько иначе (см. табл. 2).

Таблица 2

Задачи психосоциального развития подростков 13—17 лет
(по В. Слоту, Х. Спанярду3))

Задачи развития в различных сферах    Подростки 13–17 лет
Автономия Подросток становится менее зависимым от родителей, умеет определять свое место в семье и среди родственников при изменяющихся обстоятельствах
Здоровье и внешность Подросток заботится о хорошем физическом состоянии и внешнем виде, избегает излишнего риска
Свободное время Умеет с пользой проводить досуг
Учеба Приобретает знания и умения, дающие возможность выбирать интересующую его профессию
Социальные контакты Умеет устанавливать и поддерживать деловые и дружеские контакты, прерывать нежелательные контакты, умеет доверять другому и вызывать доверие к себе, соблюдает нормы при общении с окружающими
Авторитет и инстанции Принятие факта, что определенные лица и инстанции поставлены над тобой, умение отстаивать свои права в рамках действующих норм

Ф. Дольто обращает внимание на другие параметры возрастных задач подросткового периода (см. табл. 3).

Таблица 3

Взросление и поведение подростков от 10 до 16 лет
(по Ф. Дольто4)

Возраст Проявления женственности и возмужания Утверждение личности Социальные отношения
девочки мальчики
10 лет Легкие проявления половой зрелости Отсутствие проявлений половой зрелости Не слишком беспокоится о себе, думает только о настоящем, планы на будущее расплывчаты. Желание обладать собственностью. Любит деятельность вне дома Связан с родителями, любящий, экспансивный, любит участвовать в семейных делах. Спорит с братьями и сестрами, у девочек сложные и напряженные отношения с одной или несколькими близкими подругами. Мальчики объединяются в группы
11 лет Индивидуальные различия. Набухание грудных желез Групповое единообразие. Первые признаки половой зрелости. Развитие костной структуры, 80% взрослого роста Ищет себя, все время в оппозиции, часто в конфликте с другими, не любит критики. Появляются мысли о будущем. Желание обладать собственностью. Страсть к коллекционированию Тенденция сопротивления родителям, переворачивает жизнь семьи, но любит участвовать в семейных делах. Дерется с братьями и сестрами, глубоко сердечные и в то же время сложные отношения между девочками. Мальчики собираются компаниями
12 лет Быстрое увеличение роста и веса. У некоторых появление менструации Индивидуальные различия Поиски себя, попытки заслужить одобрение других. Судит о себе более объективно. Желание обладать собственностью. Более реальные и более определенные планы. Интерес к природе Любит семью и семейные дела, но начинает искать у общества друзей вне семьи. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Девочки начинают дружить с мальчиками
13 лет Замедление роста. Продолжение полового созревания. Менструации Быстрый рост половых органов. Голос грубеет Поиски самого себя, внимание к внутренней жизни, любовь к одиночеству. Стремление стать взрослым. Интерес к своей карьере и браку. Желание мира и счастья другим. Личные пристрастия, любит спорт Меньше близости и доверия в отношениях с родителями. Заметно старается не участвовать в семейных делах. Хорошие отношения с братьями и сестрами, особенно со старшими или с гораздо младшими. Мальчики менее общительны, чем в 12 лет. Девочки тянутся к мальчикам старше себя
14 лет Практически закончено формирование тела. Установка характера. Появление вторичных половых признаков Еще похож на ребенка. Переходный период. Быстрый рост Поиски себя, сравнивает себя с другими. Беспокоится о том, чтобы его любили, стремится к независимости. Стремление стать взрослым. Желание видеть мир лучшим. Проявляет социальные интересы и социальную активность, более уравновешенный Критикует родителей, часто стесняется своей семьи. Испытывает возможности утвердить свою независимость. Трудности с братьями и сестрами близкого возраста. Образование групп и компаний на базе общих интересов. Девочки больше интересуются мальчиками, чем мальчики девочками
15 лет Округлость форм Развитие торса. Появление пушка около ушей, на подбородке. Выступание адамова яблока Интерес к тому, что отличает взрослых друг от друга. Желание личного счастья. Индивидуальные вкусы и интересы становятся определеннее Отчуждение от родителей, чьи попытки выражения любви отвергаются. Получает основное удовлетворение от общественной жизни среди друзей и вне дома. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Смешанные компании, в которых возникает дружба с теми, кого выбирают сами
16 лет Утвердившиеся черты половой зрелости Рост практически закончен Осмысление себя, независимость. Вера в себя. Состояние равновесия и уверенности. Стремление к счастью, успехам и личным достижениям Прекрасные отношения в семье, но предпочитает общество друзей обществу родителей. Защитник младших братьев и сестер; хорошее взаимопонимание со старшими братьями и сестрами. Друзья воспринимаются как очень важный фактор в жизни

В связи с тем что одним из основных социально значимых видов деятельности для школьника является учеба в школе, следует учитывать особенности его психолого-педагогического статуса как учащегося. В соответствии с определением М.Р. Битяновой, речь идет о совокупности психологических характеристик деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития в школьной среде2. Отметим некоторые из этих характеристик, связанные с особенностями поведения и общения школьников (см. табл. 4).

Таблица 4

Психолого-педагогические требования к статусу учащегося
(по М.Р. Битяновой)

Параметры статуса

Психолого-педагогические требования к обучению,
поведению и общению учащегося

5-й класс 8-й класс 10-й класс
Наличие и характер учебной мотивации Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение способов получения знаний (а не на готовое знание). Проявление интереса к закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний Интерес к способам получения знаний, знаниям, выходящим за пределы школьных, к самостоятельным формам учебной деятельности, использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности Способность к постановке гибких и перспективных целей образования и самообразования Интерес к основам наук, методам теоретического мышления. Развитый мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитанием. Стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности. Мотивационная избирательность интересов, обусловленных выбором профессии

Особенности поведения и общения школьников

Взаимодействие со сверстниками Владение приемами и навыками общения со сверстниками (установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем). Способность к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе) Включенность во внутригрупповое общение со сверстниками. Устойчивое позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям Включенность в доверительные эмоциональные отношения со сверстниками. Позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям. Включенность в широкую социальную систему контактов, заинтересованность и активность в расширении этой системы
Взаимодействие с педагогами Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к проявлению эмпатии по отношению к взрослым Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к установлению деловых, партнерских отношений с взрослыми
Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм

Поведенческая саморегуляция Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения. Способность длительно подчинять поведение намеченной цели. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер. Моральная регуляция поведения. Способность к ответственному поведению Способность длительно подчинять поведение намеченной цели. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер. Моральная регуляция поведения. Способность к ответственному поведению. Способность принимать ответственные решения, касающиеся других людей
Активность и независимость Активность и самостоятельность в познавательной и социальной сфере Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности Уверенное автономное поведение. Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности

Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

Отношения со сверстниками Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в группе как положительного, удовлетворенность им Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в эмоциональные, доверительные отношения. Восприятие своего статуса в группе как положительного, удовлетворенность им. Субъективная включенность в широкую систему социальных отношений
Отношения с педагогами Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность Эмоционально-положительное восприятие старшеклассником системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность
Отношение к значимой деятельности Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для себя Учение выступает для подростка как смыслообразующий мотив Обогащение личностным смыслом как социального, так и познавательного мотивов деятельности. Включение учебной деятельности и отношения к ней в более широкую систему профессиональных отношений и предпочтений
Отношение к себе Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка. Ориентация на будущее. Субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций

Поскольку, помимо возрастных особенностей, в процессе формирования поведенческой установки большую роль играет эмоциональное состояние, рассмотрим, как меняется эмоциональный фон школьника в зависимости от периодов учебного года.

Начало учебного года (примерно первая четверть) можно охарактеризовать тремя словами: эйфория, разочарование, стабильность. Эйфория, которая длится первые две-три недели сентября, обусловлена радостью встреч с друзьями после долгой разлуки, возможностью «начать новую жизнь», ощущением собственного взросления («стал старше классом!»). Большой запас накопленных ресурсов обеспечивает высокий уровень психологического комфорта этого периода, что помогает сглаживать шероховатости в процессе учебы.

Затем позитивный настрой снижается, летний запас положительных эмоций исчерпывается, а в дневнике появляются первые «двойки». Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки. Обычно этот этап растягивается тоже на две-три недели. Далее наступает период стабильности: «утряслось» расписание, учащиеся и учителя входят в «рабочий режим» деятельности.

В целом адаптационный период завершается примерно к концу октября. Успешность этого периода во многом зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения. При этом необходимо понимать, что «все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года»5.

Аналогичный период проходит и в начале года, после продолжительных зимних каникул. Однако если после лета волна повышенного эмоционального настроения может охватить две-три недели, то зимой эйфория длится два-три дня, максимум неделю.

Вторая четверть завершается на некотором эмоциональном подъеме, а третья, напротив, имеет тенденцию заканчиваться эмоциональным спадом. В четвертой четверти эмоциональный фон снова повышается. Световой день становится длиннее, впереди — лето. Но улучшение настроения не ведет к усилению учебного мотива. Попросту говоря, если в начале учебного года некоторым ученикам еще не до учебы, то в конце года им уже не до учебы.

Следует также учитывать специфику различных этапов школьной жизни. Есть классы, которые традиционно являются «классами риска», например первый и пятый. Эти классы, кстати, объединяет то, что прежде их учащиеся были самыми старшими в детском саду или начальной школе, а теперь оказались самыми маленькими. Смена статуса и изменение требований являются фактором стресса. При этом первоклассников, как правило, опекают достаточно плотно, а пятиклассники в большей степени предоставлены сами себе. По этой причине цикл тренинговых занятий, направленных на помощь в адаптации пятиклассников, рекомендуется проводить в начале учебного года.

Приведенные выше фрагменты различных классификаций, а также цикличность перепадов эмоционального настроя в течение учебного года показывают широту подхода при выборе форм учета возрастных задач развития, а также приоритетные задачи для оптимальной организации профилактической работы. Вместе с тем учет этих, а также других особенностей во многом определяется собственным опытом психолога или педагога.

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ РАЗЛИЧНЫМ ПРОБЛЕМАМ

Как отмечалось в лекции 5, среди основных тем профилактических программ — самопознание, основы коммуникаций, профилактика социально обусловленных вредностей. Все эти темы повторяются в различных учебных параллелях как бы «по спирали», усложняясь по мере взросления школьников. Одной из сквозных тем, затрагивающих содержание всех разделов: от самопознания и основ коммуникаций до профилактики аддитивного поведения, является поведение в обществе.
Рассмотрим различные варианты занятия на тему «Уверенное и неуверенное поведение» в 5-м и 9-м классах.

Тема занятия в 5-м классе

«Формула успешного поведения:
грубость или уверенность»6

Цель: формирование убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым, понимания, что грубость не является признаком силы.

Задачи: развивать умение дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей; формировать стремление избегать грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым.

Оборудование: мяч, три мягкие игрушки с нагрудными визитками (бейджиками) «Неуверенный», «Грубый», «Уверенный», сравнительная таблица (см. в описании занятия).

Вводная часть. После ритуала начала занятия и обсуждения домашнего задания проводятся разогревающие упражнения. Это могут быть «Коллективный счет», «Встаньте, сколько назовут» или аналогичные — на усмотрение ведущего.

После выполнения упражнения участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, последовательно называют ассоциации, вызванные словосочетаниями «грубый человек», «неуверенный человек», «уверенный человек». В высказываниях учитель подчеркивает негативное отношение к грубости, жалость по отношению к неуверенности и уважение по отношению к уверенности.

Затем участники знакомятся со сравнительной таблицей (см. табл. 5).

Таблица 5

Внешние проявления неуверенного,
грубого и уверенного поведения

  Неуверенный Грубый Уверенный
Взгляд Отводит глаза, избегает прямого взгляда Взгляд вызывающий, иногда исподлобья Взгляд прямой, заинтересованный
Поза Плечи опущены, старается занимать меньше места, сидит на краю стула Плечи развернуты, локти оттопырены, колени раздвинуты, занимает много места Поза естественная, соответствующая обстановке
Жесты Жесты мелкие, суетливые или замедленные, как бы незавершенные, может что-то перебирать пальцами Жесты резкие, размашистые, как бы преувеличенные. В тесной комнате может что-то разбить или пролить Жесты спокойные, плавные, нет лишних неоправданных движений
Голос Голос тихий, интонации как бы «детские» Голос нарочито громкий, интонации грубые Голос спокойный, интонации доброжелательные
Особенности речи Просит, заискивает, старается разжалобить Угрожает, дерзит, оскорбляет Высказывает серьезные аргументы, приводит факты

Ведущий предлагает учащимся по очереди (по желанию) зачитывать эти характеристики вслух, анализируя при этом свои ощущения. Он обращает внимание на связь позы (жестов, интонаций) и внутреннего состояния. Затем он представляет трех персонажей (мягкие игрушки с бейджиками «Уверенный», «Неуверенный», «Грубый»).

От имени каждого из этих персонажей учащимся предлагается продемонстрировать поведение в нескольких ситуациях:

1. Тебя вызывают к доске, а ты не выучил урок, тогда ты учителю и говоришь…

Ведущий отвечает от лица учителя. Его задача — своей реакцией подвести участников к пониманию преимуществ уверенного поведения. Дальше участникам предлагается обсудить типовые ситуации из их жизни.

2. Ты играешь в увлекательную компьютерную игру, а родители хотят, чтобы ты садился за уроки, тогда ты им говоришь …

3. Твой приятель не возвратил тебе вовремя твою вещь, которая тебе очень нужна, и вот ты ему говоришь…

Эти ситуации разыгрываются, как правило, ребятами самостоятельно, включая ответ собеседника.

Основная часть. Обсуждается, какая тактика была самой эффективной и почему: грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха, неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению, уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой.

Участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, завершают фразу «Обычно я чувствую неуверенность, когда…» (как правило, учащиеся говорят: у доски, когда не выучил урок, когда я со старшими ребятами, первый раз в гостях у незнакомых людей).

Обращается внимание, что неуверенное поведение во всех перечисленных ситуациях неэффективно: редко ставят хорошую оценку при неуверенном ответе, старшие ребята не принимают всерьез.

Далее в форме свободной беседы идет обсуждение, кто чаще всего ведет себя грубо. Дети обычно называют фамилии известных школьных двоечников и хулиганов.

Ведущий показывает, что дерзость в отношении взрослых в этих случаях обусловлена неуспешной учебой, а грубое поведение в отношении младших детей — тем, что хулиган боится тех, кто старше, и поэтому самоутверждается за счет младших.

Необходимо подвести участников к мысли, что грубость обычно прикрывает слабость и неуверенность. Кроме того, она неэффективна, так как приводит к такому же результату, что и неуверенность. На проявления грубой силы рано или поздно находится еще большая сила. С грубым человеком стараются не иметь общих дел и пр.

Участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, завершают фразу: «Я чувствую себя уверенно, когда…» Дети приводят ответы: когда я нахожусь дома с мамой и папой; когда я с друзьями; когда меня вызывают к доске, а я знаю правильный ответ, когда я делаю то, что у меня получается хорошо.

Заключительная часть. Вновь демонстрируются персонажи «Уверенный», «Неуверенный», «Грубый» и предлагается назвать, кто из них чаще добивается успеха и почему; является ли грубость признаком силы, почему. Возвращаясь к названию тренинга, ведущий еще раз спрашивает участников, какова же формула успешного поведения. Дети отвечают, что самое успешное поведение — уверенное.

Выполняется упражнение «Цвет моего настроения».

Домашнее задание. Обсудить с родителями: является ли грубость признаком силы и почему.

Рассмотрим сценарный план занятия

«Крутой или уверенный?» для 9-го класса.

Цель: формирование адекватной социальной позиции.

Задачи: актуализировать знания о признаках уверенного, неуверенного, «крутого» поведения; формировать представления о способах приобретения уверенности в себе и различиях между уверенностью и «крутизной»; снизить уровень тревожности.

Оборудование: изображения уверенных, «крутых» людей; плакат (или карточки по числу участников) «Заповеди неудачника»; тест «Насколько вы уверены в себе» и ключ к нему.

Вводная часть. Участникам предлагается продолжить фразу «Я уверен в себе, если…» (распространенные высказывания подростков: я уже был в такой ситуации, и у меня все получилось; я нахожусь у «своих»; я твердо уверен, что я прав, и др.).

Далее предлагается продолжить фразу: «Я не уверен в себе, если…»

Распространенные высказывания подростков: оказался в малознакомой компании; …на первом свидании; я уже был в такой ситуации, и у меня ничего не получилось (например, на уроке физкультуры); я не уверен, что поступаю (говорю) правильно.

Участникам предлагается сказать, почему люди часто стараются скрыть свою неуверенность (стыдно; чтобы другие не воспользовались твоей слабостью; чтобы другие не думали, что ты «лох»; чтобы другие думали, что ты — сильный).

Ответы подростков на вопрос «А как люди скрывают свою неуверенность?», как правило, можно сгруппировать в две категории: «убегать» или «нападать».

«Убегать»: избегать неудобных ситуаций, «молчи, за умного сойдешь».

«Нападать»: говорить громко и напористо; высмеивать собеседника, а то и угрожать; хамить. В качестве иллюстрации предлагается обсудить фрагменты таблицы «Внешние проявления неуверенного, грубого и уверенного поведения» (разделы «Крутой», «Уверенный»).

Участникам предлагаются изображения людей, среди которых нужно выбрать уверенных и «крутых». При демонстрации изображений ведущий обращает внимание на внешние признаки уверенности (раскованная поза, спокойные жесты), напоминает (с помощью таблицы) о темпе речи и спокойных интонациях. Делает вывод, что чувство уверенности появляется, когда человек ощущает в себе силы справиться с ситуацией. Можно сделать другой вывод, что «крутой» не чувствует в себе уверенности и поэтому делает вид, что может справиться с ситуацией; чтобы другие не заметили его слабость, он старается занять как можно больше пространства (размашистые жесты, громкий голос, вызывающая одежда).

Основная часть. Участникам предлагается из «Заповедей неудачника» сделать инструкцию «Как стать уверенным в себе» (за основу взят материал из «Психологического справочника для неудачника» А.М.Прихожан7):

1. Всегда и везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких).

2. Если на тебя неожиданно свалился успех, сделай все, чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро кончится.

3. Придерживайся только чужих советов, никогда не поступай самостоятельно.

4. Действуй напролом, как придется. Самое главное — не обращай внимания на то, что в действительности происходит.

5. Изо всех сил уклоняйся от возможностей проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций.

6. Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей. Относись к каждой из них как к своему личному достоянию.

7. Помни, поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину, — одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавай вопрос «Кто виноват?» и никогда «Что делать?».

8. Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю твою дальнейшую жизнь.

9. Избегай любви к себе!

Для этого класс делится на группы по 3–5 человек, после обсуждения каждая группа предлагает свой вариант «переформулировки» каждой заповеди — лучшие варианты записываются на листе и зачитываются. Получается инструкция «Как стать уверенным в себе».

Доска (ватманский лист) делится на две части. На одной записывается определение уверенности («Уверенность в себе — основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать» (Ф. Шиллер). На другой — переделанное участниками определение «крутизны» («Крутизна — основа для того, чтобы все считали, что ты радуешься жизни, и думали, что ты имеешь силы действовать»).

Учитель напоминает внешние признаки уверенного человека и предлагает учащимся по аналогии описать внешние признаки «крутого» (напряженная поза, суетливые жесты, многословие, повышенный тон в речи и т.п.). Учащимся предлагается вспомнить (не говорить вслух) кого-либо, соответствующего этим признакам. Затем подумать — почему этот человек старается выглядеть таким образом. В высказываниях подчеркнуть, что «крутой» стремится выглядеть не таким, каким является на самом деле (не уверенный, но хочет им казаться).

Заключительная часть. Для осмысления полученного участники выполняют тест «Насколько вы уверены в себе» (см. приложение). Анализируя полученные результаты, каждый участник принимает решение: в какой мере ему следует использовать инструкцию «Как стать уверенным в себе».

Домашнее задание. Обсудить с близкими принятое решение — «как стать уверенным». При наличии возможности подготовить индивидуальные бланки теста, предложить учащимся протестировать близких.


1 Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. — СПб., 2006.

2 Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2000.

3 Слот В., Спанярд Х. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам, ориентированная на социальную компетенцию // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2000. — № 1.

4 Дольто Ф. На стороне подростка. — СПб., 1997.

5 Лазарев В.А., Родионов В.А., Ступницкая М.А. Трудности периода адаптации // Первое сентября. — 2006. —
№ 16 (26 августа); Лазарев В.А., Родионов В.А., Ступницкая М.А. Как адаптироваться к самой трудной четверти?
// Первое сентября. — 2007. — № 1 (13 января).

6 В основе занятия — идея, описанная в работе «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» / Под редакцией И.В. Дубровиной. — М., 1995.

7 Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. — М., 1994.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Насколько вы уверены в себе?

1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите:

а) поищете удобного случая выяснить отношения;

б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч.

2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете;

б) молча пытаетесь пробраться вперед;

е) ждете, пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами.

3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:

б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его;

д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.

4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:

б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;

д) без колебаний направляетесь в первый ряд;

е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом все-таки садитесь в первый ряд.

5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:

д) нет; е) да.

6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:

д) нет; е) да.

7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:

б) нет; в) да.

8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:

д) нет; е) да.

9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения:

б) нет; в) да.

10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:

д) используете эту возможность; е) не используете.

11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:

б) под любым предлогом избегаете этого;

в) звоните без колебаний;

е) звоните после долгих мучительных колебаний.

12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:

б) молча переживаете;

г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.

13. Вы не понимаете объяснений. Вы:

б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;

в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;

г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине.

14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:

б) долго терпите, а затем срываетесь на крик;

в) вежливо просите их перестать разговаривать;

е) молча терпите.

15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:

б) глотаете обиду; д) даете ему отпор.

16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:

б) очень трудно; не знаю, что сказать;

в) легко;

г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений.

17. Умеете ли вы торговаться:

а) да; б) нет.

18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:

б) да; д) нет.

19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

б) не знаете, что сказать в ответ;

д) благодарите за похвалу;

е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность.

20. При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдавать письменный или устный экзамен:

а) устный;

б) письменный;

в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ.

Ключ:

«а» — 3 балла, «б» — 0 баллов, «в» — 5 баллов, «г» — 2 балла, «д» — 4 балла, «е» — 1 балл. Определите общую сумму.

Оценка:

менее 12 баллов — сильная неуверенность в себе,

12–32 балла — низкая уверенность в себе,

33–60 баллов — средний уровень уверенности в себе,

61–72 балла — высокая уверенность в себе,

более 72 балов — очень высокий уровень уверенности в себе.

Рекомендуемая литература

1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. — СПб., 2006.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2000.

3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. — М., 2002.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией проф. А.В. Петровского. — М., 1973.

5. Дольто Ф. На стороне подростка. — СПб., 1997.

6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под редакцией И.В. Дубровиной. — М., 1995.

7. Слот В., Спанярд Х. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам, ориентированная на социальную компетенцию // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2000. — № 1.

Контрольные вопросы и задания

1. Соответствует ли задачам развития и интересам второклассников занятие на тему

«Как добиться здоровой кожи», а шестиклассников — на тему «Уход за новорожденным»?

Почему?

2. Назовите задачи возрастного развития учащихся 5-х, 9-х классов.

3. Как эти особенности учитывались в занятиях о «крутом» и уверенном поведении?